Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

«Улисс»: миф, роман и предмет поклонения

Июн, 16, 2017, 14:26

Просмотры:249

Комментарии:0

«Улисс», издание 1922 г. Фото: Paul Hermans

Роман "Улисс" Джеймса Джойса - одно из самых знаменитых произведений ХХ века. Написанный в рамках модернизма, "Улисс" художественно переосмысливает прежние литературные формы и техники письма.

В центре внимания - внутренняя жизнь человека, которая больше не может выражаться логичными конструкциями Толстого: человек не думает сложноподчиненными предложениями, и модернисты, в частности Джойс, активно разрабатывают технику потока сознания. Но самое, пожалуй, важное художественное открытие Джойса связано с наблюдением о зависимости нашего видения мира от нашего же языка.

Джеймс Джойс «Улисс» Джеймса Джойса состоит из 18 эпизодов, содержание каждого эпизода охватывает примерно один час. Сюжетно роман рассказывает об одном дне, 16 июня 1904 года, из жизни рекламного агента Леопольда Блума, который уходит утром из дома, зная, что около четырёх часов дня к его жене Молли должен прийти любовник. Весь день Блум, если быть точнее - его физическое тело, занимается повседневными делами: много и аппетитно ест, немного работает, едет на похороны старого товарища, забирает с почты письмо от женщины, с которой флиртует по переписке, но его мозг занят только одним: отсчитыванием времени до рокового часа, когда он станет рогоносцем.

Вторая сюжетная линия связана со Стивеном Дедалом, молодым школьным учителем, который большую часть романа постоянно с кем-то спорит и ссорится: то со своим соседом по Башне Мартелло, Быком Маллиганом, то с директором школы, то заводит в библиотеке речь о Шекспире и Гамлете, которую никто не слушает, что его крайне злит.

Эти линии пересекаются в трёх последних эпизодах, и пересекаются они не случайно: Джойс, задумывая роман, хотел создать современную «Одиссею», где стало бы возможным «увидеть всё во всём». Поэтому Блума соотносят с самим Одиссеем, а Стивена - с его сыном Телемаком, и каждый из них проделывает огромный путь, духовный в том числе, чтобы встреча отца и сына состоялась. Несмотря на то, что в рукописях Джойса, а теперь и в обязательных комментариях к роману, указано, что каждому эпизоду соответствует та или иная история из странствия Одиссея, а также свой орган и свой цвет, было бы ошибкой думать, что Джойс буквально переносит в Дублин начала XX века конкретный миф об Одиссее. Гомеровский миф для Джеймса Джойса - лишь литературная форма, и всё содержание романа о новом Одиссее, который боится и не хочет возвращаться домой, иронично этот старый миф переосмысляет. По мнению поэта и литературного критика Т.С. Элиота, миф об Одиссее нужен писателю для того, чтобы придать хаосу современной действительности видимость порядка, но за этой видимостью кроется тотальный скепсис и тоска по золотому веку человечества, когда люди ещё верили, что мир может быть объясним и упорядочен. ■

Екатерина Орлова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?