Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯСоциальный роман

Как известно, у одного жанра – романа – существует потенциально бесконечное количество поджанров, к некоторым из которых мы уже обращались в этой рубрике (см., например, академический роман). Литературная энциклопедия определяет социальный роман как нечто, что «рисует широкую картину общества в определённую эпоху, причём индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами». Итак, внимание к социальной жизни, к народным массам и есть отличительная особенность романа социального.

Основной жанр: роман

Время появления: XIX век

Место появления: Франция

Канон: нестрогий

Распространение: в основном, европейские и американские литературы

Особенности: сильно связан с внелитературным контекстом

Конечно, подобное определение весьма широко, мировая литература  всех эпох рассматривает человека в трёх различных «направлениях»: человек интересует писателей и поэтов сам по себе, а также как объект сложных взаимоотношений с Богом и с социумом, поэтому черты «социальности» можно найти ещё у Гомера. Однако рождение любого литературного течения, направления и даже жанра начинается с осознания его как чего-то нового, противопоставленного прежним течениям, направлениям и жанрам.

Так произошло и с социальным романом, время возникновения которого относят к девятнадцатому веку, проходящему под идеей радикального социального обновления.

 

Жорж Санд как зачинатель жанра социального романа

Создательницей социального романа считают Жорж Санд, знаменитую французскую писательницу, которая заговорила в своих романах о бесправных и угнетённых, о противоречиях между богатыми и бедными, о социальном и гендерном неравенстве. Читатель, призадумавшись и сопоставив даты, волен спросить: а как же такие титаны как Бальзак, Стендаль, Диккенс?

 

Портрет Жорж Санд кисти Ш. Л. Гратиа (1835)

Портрет Жорж Санд кисти Ш. Л. Гратиа (1835)

Безусловно, их тоже относят к представителям социального романа по причине того, что в их произведениях всегда даётся широкая картина социальной стратификации, однако куда больше их интересовала судьба конкретного человека в обществе, достаточно вспомнить амбициозного и энергичного Эжена де Растиньяка, прокладывающего себе путь в высший свет любой ценой, не менее амбициозного и алчущего славы Жюльена Сореля и Филипа Пиррипа, больше известного под именем Пипа, из «Больших надежд» Диккенса, который отрывается от корней во имя всё того же желания лучшей жизни. Жорж Санд же едва ли не впервые обратилась к противопоставлению общества и конкретных социальных групп. Ярким примером служит один из самых известных её романов - «Консуэло», в котором любовная история «блудного дворянского сына» графа Альберта Рудольштадта и цыганки Консуэло – лишь повод для изображения бесправного и тяжёлого положения крестьян в Богемии восемнадцатого века.

 

Социальный натуралистический роман

Подлинный расцвет социального романа как жанра произошёл в творчестве натуралистов. Ориентиром прозы натурализм становится в 80-е годы девятнадцатого века, его самые главные проблемные узлы связаны с приспособлением организма к среде, выживанием – и с фатальным возмездием, и социальным, и историческим, которое предопределено болезнью общества: насилием всех над всеми (насилием над индивидом, семьей, ремеслом, земными недрами, нацией).

Пожалуй, едва ли не самым «социальным» из всех натуралистических романов стал двадцатитомник «Ругон-Маккары» Эмиля Золя. Этот цикл рассказывает об истории Второй Империи, которая сопоставляется с историей одной семьи Ругон-Маккары. Империя – это социальный организм, минимальная значимая единица которого – семья, и, если семья поражена болезнью, процесс падения империи неизбежен. Социально-биологическое разложение преследует членов семьи, даже самые положительные из них вроде Этьена Лантье из романа «Жерминаль» - носители какого-то недуга, который роковым образом передаётся по наследству. Так, отец Этьена был алкоголиком, и ему самому достаточно выпить совсем немного, чтобы озвереть.

Г. Курбе. Мастерская художника (1855)Г. Курбе. Мастерская художника (1855)

Социальный роман в России

Слава Жорж Санд в России была поистине ошеломляющей и достигла апогея в 40-е годы девятнадцатого века, которые и вошли в историю русской литературы как эра социальных романов. Её произведения («Мопра», «Орас», «Консуэло» и др.) переводили моментально, Тургенев называл Санд «одной из наших святых», Белинский именовал «Иоанной д’Арк нашего времени», а Достоевский, под впечатлением от романов Санд, написал «Бедных людей», после выхода которых в 1847 году Белинский с восторгом провозгласил начало социального романа в России.

Специфическое и противоречивое отношение русской интеллигенции к народу (от ощущения собственной вины и необходимости народ образовывать и ему помогать до резкого отказа принимать какое-либо участие в «делах народных»), исторические потрясения - войны и репрессии - 

Империя – это социальный организм, минимальная значимая единица которого – семья, и, если семья поражена болезнью, процесс падения империи неизбежен.

привели к тому, что в русской литературе девятнадцатого и двадцатого веков затруднительно найти хотя бы один роман, который нельзя было бы назвать социальным. 

Итак, начинается русский социальный роман в сороковые с Достоевского, каждое произведение которого не только исследует психологические глубины человека, но и ищет ответ на вопрос, как среда влияет на человека. Вряд ли бы студент юридического факультета, Родион Раскольников убил старуху-процентщицу, если бы не был доведён до отчаяния нищетой, несправедливостью, а отсюда - желанием стать тем «право имеющим», который не живёт по законам социума, но диктует их.

Тенденция исследования среды продолжается в творчестве так называемых «шестидесятников», которые осознавались как группа и ими самими, и критиками - Помяловского, Успенского, Решетникова. Они выводят на авансцену совершенно новый собирательный образ народа, имеющий мало общего с мужиками Тургенева, которые, например, тонко чувствуют природу: народ шестидесятников – тупой, неграмотный, неразвитый, жестокий. Дело, конечно, не в том, что шестидесятники были в массе своей разночинцами, то есть по определению были ближе к этому самому народу, чем, скажем, дворянин Тургенев, а потому, якобы, изобразили его более достоверно, а в некой идеологической базе этой группы писателей.

Посещение бедных. Иллюстрация из Le Magasin pittoresque. 1844 год_by_Karl_Girardet

Посещение бедных. Иллюстрация из Le Magasin pittoresque. 1844 год, by Karl Girardet.

По их мнению, общество было создано для того, чтобы удовлетворять базовые человеческие потребности. 

И катастрофа в том, что социум разделился с течением времени на тех, кто может удовлетворить лишние потребности, и тех, кто не может удовлетворить даже базовые. Социальные инстинкты у таких людей неразвиты, поэтому мы и получаем то, что получаем – например, недолюдей-крестьян в «Подлиповцах» Решетникова, которые ведут себя как животные, не понимают простейших вещей.

В дальнейшем русская литература следует за историческими поворотами: революция и революционные настроения находят отражения в романах Горького, вместе с закреплением партии большевиков на политической арене в литературе появляется соцреализм, новые грани социального романа раскрываются в послевоенной литературе – в лагерных впечатлениях Солженицына и Шаламова.

 

Социальный роман в XXI веке

Оглядываясь в прошлое, мы видим, что и девятнадцатый, и двадцатый века были временем социальных и исторических потрясений. Этот накопленный опыт, зачастую трагический, был аккумулирован в литературе, отражён, в том числе, и в жанре социального романа. Однако уже в середине двадцатого века появляется новый способ осмысления действительности, новое литературное течение, которое получает название «постмодернизм».

Постмодерн как способ мышления основан на том, что раз прошлое нельзя уничтожить, его можно хотя бы иронически переосмыслить, и эта насмешка – всё, что остаётся потомкам тех, кто видел холокост и ГУЛАГ. И кажется, что дальнейший путь литературы и связан с «раскручиванием» этой иронии, что в мире нестабильности, мультикультурализма, плюрализма и прочих измов больше нет интереса к социальной сфере.

Литература двадцать первого века блестяще доказывает, что это не так.

Оглядываясь в прошлое, мы видим, что и девятнадцатый, и двадцатый века были временем социальных и исторических потрясений. Этот накопленный опыт, зачастую трагический, был аккумулирован в литературе, отражён, в том числе, и в жанре социального романа.

В 2010 году Джонатан Франзен пишет «Свободу», удивительный роман, где размышления о том, возможна ли свобода вообще и чем мы готовы пожертвовать ради неё, разворачиваются на современном историческом и социальном фоне. История главных героев, Патти и Уолтера Берглунд – это история жизни целого поколения американцев, которые стали свидетелями событий 11 сентября, вторжения в Ирак, позднее пережили экономический кризис и выбрали первого чернокожего президента.

В 2015 году в России выходит роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, который, конечно, больше исторический, но социальный тоже – действие разворачивается в 30-е годы двадцатого века  и происходит в лагере на берегах Ангары: на небольшом клочке земли встречаются самые разные социальные классы, от ленинградских интеллигентов до деклассированных элементов, и пытаются отстоять у государства право на жизнь.

Нужно понимать, что любой жанр – это некая условность, принятая людьми для упрощения, классификации, «чистых» жанров практически не бывает. Социальный роман смешивался с романтизмом, натурализмом, реализмом. Социальны утопии и антиутопии. Новые романы двадцать первого века – исторические, философские, постмодернистские  - социальны тоже, ведь так или иначе каждый из них ищет ответы на вечные вопросы: что такое общество? как его «обустроить»? как уменьшить пропасть между богатыми и бедными? почему вообще существуют различные социальные классы, как они появляются, и кто в этом виноват?

Поэтому, вероятно, социальный роман с нами надолго, если не навсегда. ■ 

Екатерина Орлова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?