Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Анализ произведения

СТАТЬЯФэнтези под маской научной фантастики

Межпланетные путешествия, невероятные космические корабли, учёные-фанатики, верящие в торжество науки и научного прогресса - все эти сюжетообразующие элементы мы, конечно, встретим в научной фантастике. В 1938 году вышла первая часть "Космической трилогии" («Cosmic Trilogy») Клайва Стейпла Льюиса - "За пределы безмолвной планеты" ("Out of the Silent Planet"), которую критики стали сравнивать с произведениями Г. Уэллса и отнесли к области научной фантастики. Однако…

Вопрос о границе между фантастикой и фэнтези возник сравнительно недавно и остается довольно дискутируемым. Перефразируя известную поговорку - сколько литературоведов, столько и мнений. Однако, несомненно, научная, рациональная фантастика противопоставлена чудесной модели бытия фэнтези. Под научной фантастикой понимают литературу, в которой описывается ситуация, невозможная в известной нам реальности, но гипотетически вероятная, связанная с теми или иными открытиями в науке и технике*.  Фэнтези - литература, в которой возникает эффект чудесного, в которой присутствуют в качестве основного и неустранимого элемента сверхъестественные миры, герои, предметы*

К. С. Льюис (1898-1963)

К. С. Льюис (1898-1963)

Такое определение фэнтези, возможно, выглядит несколько размытым, но в нем указано главное отличие фэнтези от научной фантастики: невероятный, чудесный мир, в который попадают герои или который открывается им в обыденном мире не должны иметь рационального объяснения. Посмотрим, что происходит в «Космической трилогии» К. Льюиса.

Главный герой трилогии, филолог Рэнсом, случайно попадает к ученым, которые захватывают его в плен и берут с собой в межпланетное путешествие на Малакандру (на Марс), чтобы отдать таинственным и, на первый взгляд, зловещим обитателям планеты – сорнам. Путешествие совершается на космическом корабле в виде сферы, Уэстон объясняет Рэнсому, что они используют для движения корабля малоизученные свойства Солнца. 

В романе дается подобное описание их путешествия, состояния героев по мере приближения к планете. 

И пока все это действительно похоже на невозможную в реальности, но вполне вероятную в теории ситуацию. Убеждения ученого Уэстона, создавшего межпланетный корабль, тоже вполне вписываются в рамки научной фантастики: "Жизнь величественней любой моральной системы, её запросы абсолютны. Не согласуясь с племенным табу и прописными истинами, она неудержимым шагом от амебы к человеку, от человека - к цивилизации… безжалостно ломает все препятствия и устраняет все недостатки, и сегодня в своей высшей форме - цивилизованном человечестве, - и во мне как его представителе она совершает тот межпланетный скачок, который, возможно, вынесет её за пределы досягаемости смерти". Такие слова, действительно, мог бы произнести герой какого-нибудь фантастического романа Г. Уэллса, только в произведении Льюиса эти слова обращены не к другим ученым или простым смертным. Уэстон объясняет это Уарсе Малакандры, который грозится развоплотить (говоря земным языком - убить) инопланетных пришельцев за их жестокость по отношению к обитателям планеты. И тут давайте пристальнее вглядимся в картину мира, созданную английским писателем.

В художественном мире Льюиса жизнь существует не только на Земле: обитаемыми оказываются и другие планеты, там могут жить существа, не похожие на людей, но обладающие разумом и душой. И даже это вполне могло бы вписываться в рамки научной фантастики. Но там, на Малакандре, в привычный мир героев врываются сверхъестественные существа, начинают происходить чудесные и необъяснимые вещи. Герои узнают о том, что мир устроен не так просто и подчиняется не только физическим законам. Мир был создан Малельдилом (так в произведении назван Творец, Бог), а всеми планетами управляют бестелесные светлые духи (сродни ангелам) - эльдилы.

Главный эльдил планеты называется Уарса, он помогает жителям управлять планетой,  охраняет и защищает  вверенную ему планету от темных духов, порченных эльдилов. Уарса Малакандры говорит, что если бы он захотел, то мог бы не пустить космический корабль на свою планету: он бы коснулся корабля - и он  бы исчез. Уарса обещает, что эльдилы невидимо будут охранять Рэнсома во время путешествия с Марса на Землю, будут следить, чтобы Уэстон не убил его. И эта новая реальность, уже не объяснимая с научной точки зрения, несомненно, вводит нас в мир чудесного. В мир фэнтези. Кстати, уже само название первой части объясняется существованием этого иного, духовного мира. В рамках научной фантастики сложно было бы его объяснить. "За пределы безмолвной планеты" - это путешествие за пределы Земли. Но почему Земля названа безмолвной? А потому что Земля (обитатели Малакандры называют ее Тулкандрой) оказалась во власти порченного Уарса, и Уарсы других планет не знали, что происходит на Земле, она безмолствовала.

Таким образом, истинная реальность фэнтези как будто поглощает элементы научно-рациональной фантастики. Да, Уэстон строит космический корабль, мечтает завоевать другие планеты во имя цивилизации и научного прогресса, но, на самом деле, даже не подозревая об этом, он выполняет то, что выгодно сверхъестественному существу - порченному Уарсе  Земли.

Нужно отметить, что во второй части трилогии – «Переландра» («Perelandra») - уже почти нет элементов научной фантастики.  Фэнтези вытесняет научную фантастику. Рэнсом снова совершает межпланетное путешествие, на Венеру, Переландру, но на этот раз не даётся никакого рационального объяснения его путешествию.

Джеймс Левицки. Ева Переландры

Ева Переландры. Иллюстрация Джеймса Левицки. Источник: jameslewicki.com

Мир был создан Малельдилом (так в произведении назван Творец, Бог), а всеми планетами управляют бестелесные светлые духи (сродни ангелам) - эльдилы.

Главный герой летит не на космическом корабле, подробное описание которого было в первой части, а в ледяном гробу, который сверхъественным образом доставляет на Венеру Уарса Малакандры. И задание, которое получает Рэнсом через Уарсу от Малельдила (Творца всего сущего), – спасти планету, предотвратив грехопадение её первых жителей, тоже не похоже на завязку произведения научной фантастики. В этой части борьба добра и зла ярко воплощается в борьбе главного героя и Уэстона, в которого вселился дьявол и который пытается подтолкнуть первую женщину Венеры к греху.

Итак, к третьей части – «Мерзейшая мощь» («That Hideous Strength») – мы уже можем быть уверены, что перед нами фэнтези, христианское фэнтези, поскольку модель мира создана Льюисом в духе христианства, автор использует библейские мотивы (грехопадение Адама и Евы, дьявольское искушение). Однако в последней части трилогии как будто бы снова сталкиваются истинная реальность фэнтези и рациональная модель мира.

Мерзейшая мощь, первое издание, 1945 год

Мерзейшая мощь, первое издание, 1945 год

Действие этой части происходит на Земле, в Англии. Здесь разворачивается настоящая битва: темные эльдилы хотят окончательно захватить Землю, действуя через научный институт с говорящим названием - ГНИИЛИ. Некоторые сотрудники института уже подчинили свой разум темным силам, другие помогают им, сами о том не подозревая, служа научному прогрессу, цивилизации. Институту противостоят Рэнсом и его друзья, в финале к ним на помощь приходят Уарсы других планет. Интересно, что в произведении нет описания масштабных сражений, а методы, которыми пользуется ГНИИЛИ вполне современны, например, использование пропаганды в СМИ. 

В этой части борьба добра и зла ярко воплощается в борьбе главного ге-роя и Уэстона, в которого вселился дьявол и который пытается подтолк-нуть первую женщину Венеры к греху.

В «Космической трилогии» слепое следование за научным прогрессом, разрушающим естественный ход жизни, оказывается орудием злых сил, приманкой, которую темные эльдилы используют для того, чтобы в конечном счете поработить разум и душу людей (яркий тому пример судьба Уэстона). Трилогия как бы впитывает в себя мотивы, приемы научной фантастики, показывая, каким страшным и бесчеловечным орудием может быть наука в недобрых руках. Но, к счастью, в Космосе действуют не только физические законы и есть сверхъестественные силы, способные противостоять злу. ■

Анна Пименова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Amis K. New map of hell. London, 1962. P. 18, 26

Manlove C.H. Modern fantasy: Five studies. Cambrige, 1975. P. 16