Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯПредставления иллюстраторов золотого века о развитии технологий по текстам Жюля Верна и Герберта Уэллса

Жюль Верн (1828-1905) и Герберт Уэллс (1866-1946). Их творчество дало стимул новым воплощениям мыслей их современников – о будущем. Верн думал о недалеком будущем (нынешним прошлым), Уэллс – о недосягаемом для нас с вами. Их произведения, переполненные сложными техническими устройствами за гранью понимания их современников, подталкивали читателей задуматься о далеких мирах, о невероятных путешествия и приключениях, и, что особенно важно для нас с вами – об изобретениях великих мудрецов и мыслителей.

Сегодня мы с вами остановимся на таких сложных псевдоизобретениях, как Наутилус Верна и трехногие металлические гиганты Уэллса. Благодаря стараниям двух писателей, не скупившимся на описания, визуализировать их материалы еще до вступления в силу кинематографа весьма успешно смогли некоторые иллюстраторы. Этот сложный, даже кропотливый труд по представлению необъяснимого и невиданного в конце XIX века и на рубеже XIX-XX веков взяли на себя Эдуард Рио, Альфонс де Невиль, Варвик Гоубл и Энрике Алвим Корреа.

 

Визуализация «20000 лье под водой» в XIX веке

Если следовать хронологической последовательности создания литературных произведений, то сперва увидел свет роман «20000 лье под водой». Он был издан в 1869-1870 годах. 

 

Эдуард Рио - Фронтиспис издания 1871 года

Эдуард Рио - Фронтиспис издания 1871 года

В первых иллюстрациях к этому произведению поражает не столько тонкость передачи изобретений, сколько потрясающие неповторимые ландшафты глубоководного морского дна, куда на тот момент еще не ступала нога человека. Этот сказочный подводный мир манил иллюстраторов уникальной возможностью передать немыслимое. Верн настолько любил рассказывать читателям о невиданных землях, что изобретения, которые мы можем встретить на страницах его произведений, были попросту необходимы для достижения данной цели героями его романов, но не являлись ключевым элементом. 

Артур Эванс в своей статье «Иллюстрации к ”Необыкновенным путешествиям”» пишет, что в рассмотренном им цикле произведений Жюля Верна иллюстрации можно поделить на четыре вполне конкретных типа:

первый – портреты героев в полный рост, для их представления читателю; второй – экзотические локации, которые посетили эти герои; третий – документальные заметки (как, например, карта с четким маршрутом путешествия персонажей); наконец, четвертый – важный сюжетный эпизод повествования, освещающий, чаще всего, какое-нибудь сражение. Однако, ни слова в этом списке не сказано об изобретениях – на мой взгляд, это весомый недочет. Нельзя отказываться от столь важной части произведений Верна, как технические находки и их воплощение, поэтому я позволю себе добавить пятый пункт иллюстраций к произведениям Жюля Верна – изобретения и техника. Применительно к рассматриваемому в статье произведению писателя – «20000 лье под водой» - самым важным авторским открытием, безусловно, стала первая в своем роде огромная подводная лодка Наутилус. Исходя из текста писателя, ее внешний облик представляется весьма условно, поскольку информация разбросана по всему роману и носит в большей степени характер описания подводной лодки изнутри. Важно понимать, что, начиная еще с Леонардо да Винчи, не менее десятка изобретателей пытались по-своему создать судно, которое могло бы длительное время плавать под водой. Однако о столь колоссальном сооружении как Наутилус капитана Немо речи не шло – ученые придумывали лишь небольшие прототипы.

Когда золотой век иллюстрации, воплотивший мечты и идеалы прошлого поколения иллюстраторов, еще на начался, большая часть графиков работала исключительно в технике литографии.

Альфонс де Невиль - Морское дно

Альфонс де Невиль - Морское дно

Она позволяла делать относительно большое количество копий, но ограничивала мастера в использовании цвета – потому большая часть иллюстраторов этого периода (фактически все) создавали свои работы черно-белыми. В первую очередь следует упомянуть имя Г.Т. Хильдебранда – гравера, переносившего иллюстрации Рио, Невиля и других мастеров на гравировальные доски с целью их дальнейшего распространения. Работа гравера в XIX веке очень ценилась – она была не менее важна, чем работа самого иллюстратора. Потому по углам различных иллюстраций того времени мы нередко встречаем подписи не иллюстраторов, а граверов. Хильдебрандт был самым известным, но не единственным гравером, работавшим над иллюстрациями к произведениям Верна. Панмейкер, Барбант, Прунейр, Дюмон и другие – их было более десятка. Но перейдем непосредственно к иллюстраторам.

 

Эдуард Рио - Путешествие к центру земли

Эдуард Рио - Путешествие к центру земли

Эдуард Рио (1833-1900) – один из первых иллюстраторов произведений Жюля Верна. Высочайшая техника иллюстратора свидетельствует о достойных учителях, одним из которых был самый известный иллюстратор Франции середины XIX века Гюстав Доре. Рио выполнил циклы иллюстраций ко многим произведениям из цикла «Невероятных путешествий» Жюля Верна. 

Писатель был вовлечен в работу иллюстратора над романом «20000 лье под водой», о чем упоминается в одном из его писем: «Я получил рисунки Рио. У меня есть несколько уточнений по его работам, о которых я напишу в ответном письме. Думаю, ему следует изображать людей меньше, а комнаты гораздо больше по размеру. 

Также необходимо добавить намного больше деталей…». 

 

Эдуард Рио - Интерьер Наутилуса

Эдуард Рио - Интерьер Наутилуса

Приведенный отрывок говорит о соотношении размеров судна к человеку – Верн хочет добиться от иллюстратора иллюзии огромного внутреннего пространства судна. Исследователь творчества писателя Эдмондо Маркуччи назвал стиль изображений Рио «романтическим реализмом», он хвалил его работу над иллюстрированием произведений Жюля Верна. Рио все внимания уделял либо морскому дну, либо интерьерам подводной лодки, но не ее внешнему виду.

Альфонс де Невиль (1836-1885) был одним из выдающихся художников батального жанра. Уровень его мастерства не удивителен, учитывая тот факт, что он был учеником Эжена Делакруа. Однако прославился он в большей степени не своими масляными полотнами, а иллюстрациями к романам Жюля Верна. На его иллюстрациях особенно интересен подход к внешнему изображению Наутилуса. Вероятнее всего, художник (как и, вполне возможно, Жюль Верн) вдохновился реальным изобретением американца Росса Уайнэнса, построившего подводную лодку в виде длинной сигары. Впоследствии у этого удивительного изобретения, которому прочили большое будущее, обнаружили серьезные конструктивные проблемы, представлявшие реальную опасность для экипажа судна – из-за этого от данного прототипа подводной лодки пришлось отказаться. Тем не менее внешний облик изобретения Росса Уайнэнса впечатлил Невиля, и он изобразил Наутилус схожим с реальным прототипом.

Альфонс де Невиль – Наутилус

Альфонс де Невиль – Наутилус

 

 

Альфонс де Невиль – Схема Наутилуса

Альфонс де Невиль – Схема Наутилуса

 

 

Альфонс де Невиль – Мотор Наутилуса

Альфонс де Невиль – Мотор Наутилуса

 

 

Кроме того, Невиль изображает на одной из своих иллюстраций схему Наутилуса (существует версия, что Жюль Верн сделал зарисовку схемы судна для иллюстрации Невиля). На отдельной иллюстрации Невиль представил мотор Наутилуса – сложную витиеватую систему из труб и огромных шестеренок, частично напоминающую упрощенный внутренний вид подводных лодок XX столетия.

Иллюстрации XX века к произведению Верна отличались, в первую очередь попытками передать таинственную романтическую атмосферу произведения, что выражалось и во внешнем облике подводной лодки. Однако ничего принципиально нового (несмотря на порой достойную технику) их труд в копилку золотого века иллюстрации не привнес.

 

«Война миров» глазами иллюстраторов золотого века

Трехногие машины, управляемые марсианами, в числе прочих упоминаний в тексте Уэллса описаны так: «Великаны в броне... Сто футов высоты, три ноги, тело алюминиевое, с огромной головой в колпаке». Визуализация данного описания – единственное, что действительно совпадало у большинства иллюстраторов, все остальные моменты отличались, что видно из нижеизложенной информации.

Первым иллюстратором «Войны миров» был выдающийся мастер своего времени – Варвик Гоубл (1862-1943). В 1897 году он создал первые существующие иллюстрации к произведению Уэллса (они были опубликованы в журнале Пирсона, где роман выпускался несколькими отдельными частями). Уже на следующий год «Война миров» была издана в качестве целостной книги с иллюстрациями Гоубла.

Варвик Гоубл - Мертвые марсиане

Варвик Гоубл - Мертвые марсиане

Его работы отличаются диалогом с текстовым материалом: они буквально внедрены в текст и составляют с книгой единое целое – 

вероятно это следствие журнального характера иллюстраций, где они не дополняли текст, но равноценно сосуществовали с ним.

 

Варвик Гоубл - Боевая машина марсиан

Варвик Гоубл - Боевая машина марсиан

Представления о трехногих машинах марсиан (прототипов которых, в отличие от подводных лодок, в нашим мире уж точно не было) у Гоубла были строго рациональны – в духе времени, по принципу догадок о внешнем виде первых машин для запуска на луну – плотная аскетичная металлическая оболочка, схожая по форме со скорлупой грецкого ореха, слегка расширенной в области соединения двух ее частей, три ноги, напоминающие электроустановки линий электропередач и перекрытия железных мостов – дизайн этих трехногих монстров был схож с идеями и воплощениями новых технологий в начале XX века.

Другим известным иллюстратором, преуспевшим в иллюстрировании «Войны миров» стал Энрике Алвим Корреа (1876-1910). Бразильский художник воплотил в жизнь представления читателей в новом, незаурядном виде – на его иллюстрациях трехногие монстры выглядят не машинами, а живыми металлическими существами. Сам корпус в исполнении Корреа представляет собой небольшую ребристую призму с двумя огромными, словно живыми, глазами на одной из своих сторон. Сверху он покрыт слоем металла, напоминающем по форме китайскую соломенную шляпу. Ноги этого монстра теперь намекают на заимствование вполне конкретного прототипа – это упрощенный вариант скелета человеческих ног – два длинных и узких призматических куска металла соединены в сгибе небольшим шариком (своеобразной коленной чашечкой) и из-за этого кажутся устойчивыми. 

Энрике Алвим Корреа – Боевой треножник

Энрике Алвим Корреа – Боевой треножник

 

 

Энрике Алвим Корреа – Марсианин, глядящий на пьяную толпу

Энрике Алвим Корреа – Марсианин, глядящий на пьяную толпу

 

 

В такое интерпретации боевые треножники инопланетян ощущаются намного более устойчивыми и гибкими, по сравнению со статичными формами железок Гоубла. Потому иллюстрации Корреа, несмотря на их кажущуюся комичность из-за добавления иллюстратором огромных глаз-прожекторов в дизайн машин, по праву считаются шагом вперед в области иллюстрирования «Войны миров» Уэллса.

Иллюстрации к роману «Война миров» по сравнению с иллюстрациями к «20000 лье под водой» (как и к большей части других произведений Жюля Верна) приобретали в руках все новых и новых иллюстраторов оригинальные, неповторимые формы. Потому их необходимо рассмотреть хотя бы в приблизительной ретроспективе, опираясь на самых выдающихся иллюстраторов, имевших отношения к произведению уже в середине и в конце XX века.

 

Том Кидд - Боевой треножник

Том Кидд - Боевой треножник

Новые интерпретации шли в ногу с технологическим прогрессом. Среди мастеров более позднего периода особый вклад внесли Эдвард Горей (Скромная, условная черно-белая стилизация), Билл Проссер (изображение трехногих гигантов в виде паукообразных существ), наконец, Том Кидд (полноценные акварельные рисунки, представляющие сложную схему построения инопланетных машин).

Существование такого большого количества значимых иллюстраций к произведениям Уэллса (как и своеобразие интерпретаций иллюстраторов) объясняется тем фактом, что с каждым новым витком развития технологий на нашей планете образ сильно развитой цивилизации марсиан со страниц «Войны миров» Герберта Уэллса усложнялся и становился все более современным и утопичны.

Итоги

Если в работах Жюля Верна чувствуется предвкушение близлежащих открытий в области науки, скорого достижения цели – у Герберта Уэллса, напротив, боевые треножники или машина времени кажутся чем-то непостижимым. И это не просто ощущение – это действительно так. В то время, как целью Верна было дать людям средство для беспрепятственного передвижения по в его время еще не исследованным областям нашего мира (подводный мир, луна), Уэллс стремился предложить человечеству невероятное, непонятное, непосильно сложное, наконец, невозможное. Именно эти тенденции отразились на иллюстрациях к произведениям двух выдающихся писателей второй половины XIX века – Жюля Верна и Герберта Уэллса. ■

Дмитрий Лебедев

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?