Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Слово главного редактора

На занятиях по латыни студенты часто удивляются, почему название «Энеида» имеет форму множественного числа. Точно также склоняются и «Илиада», и «Библия». Преподаватель поясняет, что известные нам большие тексты существовали не в форме единой книги, а представляли собой коробки со свитками-главами. Читатели того времени, конечно, воспринимали их как единые произведения, но форма всё равно оставляла свой отпечаток в сознании носителя языка. Введение формы «кодекса» (привычной нам книги со сшитыми страницами), изобретение книгопечатания, оцифровка текста – все эти изменения повлияли как на восприятие литературы, так и на её развитие.

Технологии появились вместе с человеческой культурой – и закончат своё развитие вместе с земной цивилизацией. Древние поэты описывали, как выращивать пшеницу и печь хлеб, как варить пиво и изготавливать вино. Литература передавала технологии из поколения в поколение, из одного региона в другой. Постепенно художественная литература избавилась от этой функции – остался лишь восторг от возможностей человеческого разума. Изобретения воспевались и приковывали к себе внимание писателей. Железная дорога, фотография, электрический свет – в XIX веке технологии уже стали превращаться в культурный феномен, мимо которого не могло пройти словесное искусство.

Тогда же литература, не скованная рамками «возможного», впервые начала описывать плоды технологического прогресса, о которых современники даже не мечтали. Начали появляться произведения, в которых основными персонажами становились разнообразные машины и методы преобразования окружающего мира. 

Читателю XXI века научная фантастика предыдущих эпох часто кажется затянутой, а описания механизмов и неизведанных миров – бесконечными. Сейчас мы сразу видим несовершенства этих вымышленных изобретений, понимаем, насколько они устарели, однако когда-то именно технологии, похожие на магию, затягивали людей в книжные магазины. Постепенно техника в литературе меняется, на неё, в первую очередь, влияют технологии в реальной жизни. В романе Е. Замятина «Мы» не было смартфонов – а антиутопия «Сфера» Д. Эггерса практически построена на персональных гаджетах. А вместе с технологиями изменилось и содержание.

Одновременно с восторженными голосами появилась тревога. Куда приведёт человечество технический прогресс? Во что превращается человек, который всё теснее и теснее общается с машиной? Грязь индустриальных городов, увеличивающийся темп жизни, стандартизация предметов обихода подтолкнули писателей к созданию, с одной стороны, антиутопий, а с другой – фэнтези. Мира, где нет технического прогресса, а если и есть, то не всемогущий.

Сейчас писатели нащупывают пути развития человечества в условиях цифровой реальности, развития технологий медиа и биоинженерии. Может ли сохраниться красота? А человечность?

Приятного погружения!

Всегда Ваш,

Ælfreak

Главный редактор журнала «Эстезис».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?