Унсет переносит детально проработанные ею в предыдущих «современных» романах описания переживаний персонажей в другую эпоху, на шесть веков назад.
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
На средневековом материале Унсет разбирает насущные ей современные проблемы – отношение к религии, роли женщины в семье и обществе, сексуальную свободу. Это те вопросы, с которыми сталкивается главная героиня Кристин, чью судьбу Унсет прослеживает с детства и до смерти. В трёх частях цикла Кристин представлена в трёх женских испостасях – возлюбленной, матери и служанки Бога, помогающей ближним. О трилогии высоко отзывалась Марина Цветаева, называвшая её своей любимой книгой: «Это то лучшее, что написано о женской доле. Перед ней “Анна Каренина” — эпизод»*.
Сага о Кристин – не первое повествование о женской судьбе, написанное Сигрид Унсет.
Будь то Средневековье или современная Норвегия, её героинями становятся сильные женщины, способные принимать самостоятельные решения несмотря на обстоятельства и давление окружающих. Таковы героини первых двух её «современных» романов «Фру Марта Оули» (1907) и «Йенни» (1911), вызвавших дебаты, как и эпос о «Кристин» из-за своего скандального содержания. «Фру Марта Оули» открывается провокационным предложением: «Я изменила своему мужу» и затем описывает любовный треугольник главной героини Марты, от чьего лица ведётся повествование, её мужа Отто и друга семьи Хенрика. Роман интересен не только формой (он написан в форме дневника от первого лица), но и описанием характера Марты, которая в конце книги отказывается от любви в угоду морали.
Роман «Йенни» по-своему страшен: он рассказывает историю молодой женщины, уехавшей в Италию в поисках идеальной любви, запутавшейся во взаимоотношениях с мужчинами и покончившей жизнь самоубийством. В Италии она окружена художниками, чья творческая энергия сравнивается с материнством, которое ожидает Йенни. Однако ребёнок Йенни умирает, и она не может вынести этого удара.
Отношениям между полами посвящён и роман «Весна» (1914), который можно назвать историей одного несчастливого брака и одного счастливого развода. Именно развод помог супружеской паре Торкильду и Розе преодолеть затянувшийся кризис в отношениях.
Основные конфликты из своих «современных» романов Унсет переносит в Средневековье. Она всегда мечтала писать исторические романы, несмотря на то, что первый из них забраковал глава издательства Гюльдендаль: «Никогда больше не беритесь за исторические романы. Вы их писать не можете. Но попробуйте написать что-нибудь современное. Кто знает, всякое бывает»*. Однако интерес Унсет к Средневековью не ослабевал на протяжении всей её жизни, во многом, потому, что её отец Ингвалл Унсет был известным археологом, одним из ведущих норвежских специалистов по железному веку. В соавторстве с ним работала мать Сигрид. В детстве будущая писательница проводила много времени в Историческом музее, играя с представленными там экспонатами, читала норвежские саги и предания. Роль этого раннего чтения в последующем творчестве Унсет сложно переоценить: если первый её неизданный средневековый роман – это очень точное подражание сагам, то последующие её произведения остаются в границах этого жанра, но расширяют их, добавляя современные проблемы к средневековому колориту. Отец сумел заразить Сигрид любовью к этой эпохе – Средневековье Унсет не грязное, бедное и отталкивающее, каким его изображают некоторые авторы, но и не идеализированное, а максимально приближенное к историческим реалиям.
Унсет заимствует у норвежских саг их неторопливую манеру рассказа, короткие и точные предложения, динамику повествования (события доминируют над описаниями). Однако, если сравнить канонические скандинавские саги и романы Унсет, найдётся масса отличий, ключевое из которых – психологизм, который присутствует в сагах лишь в зачаточном состоянии. Унсет переносит детально проработанные ею в предыдущих «современных» романах описания переживаний персонажей в другую эпоху, на шесть веков назад. Эксперимент, несомненно, удался, поскольку женщины по всему миру, как Марина Цветаева, узнавали в Кристин себя, несмотря на временную дистанцию между описываемыми событиями и современностью. А саму Унсет неоднократно сравнивали с Вальтером Скоттом, хотя в отличие от последнего писательница не вводила в свои романы реальных исторических фигур.
Кристин, главная героиня эпоса, непосредственная свободная личность, не вписывающаяся в рамки средневековой морали. Она вступает в связь с любимым мужчиной до брака, что вызывает недовольство окружающих, в первую очередь, её отца – человека традиционных взглядов. Помимо прочего, её избранник оказывается недостойным человеком, но своевольная Кристин всё же выходит за него замуж вопреки воле родителей. Её история – это история конфликта интересов – любви и авторитетов: долга, церкви и родителей.
Унсет переносит детально проработанные ею в предыдущих «современных» романах описания переживаний персонажей в другую эпоху, на шесть веков назад.
Однако Унсет не ограничивается описанием судьбы молодого поколения, беспокойство за Кристин заставляет её родителей наконец поговорить и понять, что в их браке накопилось множество проблем – от неверности до сексуальной дисгармонии. В конце первой части трилогии Лавранс, отец Кристин, впервые задумывается о том, что, возможно, был плохим мужем, несмотря на благообразный внешний фасад их отношений с супругой. Его жена Рагнфрид страдает от того, что отношения с мужем недостаточно открытые, из-за чего её диалог с выросшей дочерью тоже не складывается (как и у самой Унсет, у Кристин гораздо более близкие отношения с отцом). Это яркий пример того, насколько современно это маскирующееся под средневековое произведение, подобная нелинейность персонажей свидетельствует об их эволюции и психологизме прозы Унсет. Она препарирует средневековый институт семьи, а вместе с ним и современный – и в том, и в другом случае перед нами предстаёт крайне несправедливая, в первую очередь, по отношению к женщине картина общества, в котором чувства ограничиваются навязанными устоями.
При этом родительско-детским отношениям уделяется не меньше внимания, чем супружеским (роман Кристин и Эрленда – одна из составляющих книги, но не её суть). Это и тёплые отношения Кристин с отцом, и её отношения с собственными семью сыновьями. Однако, материнство связано не только с радостями, но и с горем – Кристин, как и Йенни, героиня раннего романа Унсет, потеряла ребёнка. Унсет подчёркивает то, что материнство является важнейшим этапом взросления женщины, более важной ипостасью, чем роль возлюбленной.
Другой не менее существенный пласт содержания – религия, хотя он показан в меньшем объёме, чем внутрисемейные отношения. Интересно то, что в процессе написания трилогии религиозные взгляды Унсет кардинально изменились – из атеистки и язычницы (как она сама себя называла) она превратилась в набожную католичку.
В 1924 году писательница принимает католичество и подобно своей героине Марте отказывается от брака с любимым мужем, художником Андерсом Сварстадом по принципиальным соображениям, так как католическая церковь не признала развод Сварстада с предыдущей женой.
Нельзя не отметить сходство мировоззрения, судеб и творчества двух великих скандинавских писательниц и лауреатов Нобелевской премии по литературе – Сигрид Унсет и шведки Сельмы Легерлёф (1858-1940). Как Унсет, Лагерлёф включала в свои прозаические произведения народные мотивы, а её позднее творчество также пронизано религиозными настроениями.
Отношение к Унсет в обществе было противоречивым, колебалось от восторженного восхищения до неприятия из-за её позиции по трём важнейшим вопросам – женскому, религиозному (нетипичное для того времени увлечения католицизмом) и нацизму, против которого писательница яростно выступала.
Хотя влияние католичества довольно сильно в трилогии о Кристин и дилогии об Улаве - романы «Улав, сын Аудуна из Хествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна и его дети» (1927) – Унсет не была бы таким хорошим писателем, если бы слепо пропагандировала какую-либо идеологию, не анализируя её. Казалось бы, её романы можно смело назвать феминистическими, однако они не являются таковыми до конца, поскольку Унсет не во всём согласна с феминистками и видит в этом течении спорные моменты.
Она препарирует средневековый институт семьи, а вместе с ним и современный – и в том, и в другом случае перед нами предстаёт крайне несправедливая, в первую очередь, по отношению к женщине картина общества, в котором чувства ограничиваются навязанными устоями.
Например, в одном из писем от 1909 года она рассуждает: «Я не считаю, что у женщины есть какие-либо обязанности кроме того, чтобы быть доброй и создавать радость вокруг себя»*. Это высказывание, несомненно, противоречит духу времени – феминистическому движению, имевшему к тому моменту уже достаточно длительную историю в Норвегии.
В трилогии о Кристин отражены и религиозные поиски и сомнения Унсет: родители помещают юную Кристин в монастырь, она хочет проникнуться религиозными идеями, но ей это не удаётся, что следует из её бесед со священником. Кристин смогла прийти к Богу, только лёжа на смертном одре: «…Бог по рукам и ногам связал ее договором, заключенным без ее ведома ради ее же блага, договором любви, излитой на нее. И вопреки ее своеволию, вопреки ее тяжелому, земному нраву остатки этой любви все же сохранились в ней...
Она была служительницей бога – его строптивой, недовольной служанкой, чаще всего угодливой в своих молитвах и неверной в глубине своего сердца, ленивой и небрежной, нетерпеливой в часы испытаний, непостоянной в своих поступках. И все же он держал ее как слугу свою…»*
В минуту отчаяния Лавранс, отец Кристин, говорит жене: «Мы с тобою, Рагнфрид, соблюдали все посты и старались во всем жить по заповедям Божьим. А теперь мне почти кажется… Мы, может быть, были бы счастливее, если бы у нас было больше в чем каяться…»*. Таким образом, понятие греха у Унсет отличается от его церковного понимания. Между долгом и чувством Унсет выбирает чувство, и даже когда приходится выбирать между догматами веры и любовью, писательница и её персонажи предпочитают последнее.
Например, в дилогии об Улаве, события которой происходят за 100 лет до тех, что описаны в эпосе о Кристин, Улав принимает спорное решение – простить изменившую ему возлюбленную и принять её ребёнка от другого. Впоследствии Улаву приходится претерпеть все последствия этого поступка, однако, важнее всего то, что, как и Кристин, он остаётся независимой и самостоятельной личностью. Дилогию об Улаве можно назвать средневековым перепевом двух ранних романов Унсет – «Фру Марта Оули» и «Весна», в нём снова поднимаются затронутые темы несчастного брака и супружеской неверности.
Хотя сейчас к творчеству Унсет обращаются нечасто, она остаётся одной из самых интересных и противоречивых писательниц двадцатого века, поскольку ей удалось разнообразить и осовременить жанр исторического романа феминистическими и ралигиозными идеями, а также сделать образы более живыми и неоднозначными. ■
Ксения Емельянова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER