Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Образ во времени

СТАТЬЯНе героем единым: женщины в русской средневековой литературе

Образы женщин в древнерусской литературе немногочисленны, но при этом они настолько яркие и запоминающиеся, что могут с легкостью стать в ряд с пушкинской Татьяной, Наташей Ростовой и Еленой Страховой из романа Тургенева «Накануне».

Княгиня Ольга в «Повести временных лет»

Княгиня Ольга была, пожалуй, самой выдающейся женщиной в древнерусской литературе. Ответьте себе (только честно) на один вопрос: какая часть «Повести временных лет» вам запомнилась больше всего? Конечно, найдутся и такие, кому запомнилось описание убийства Бориса и Глеба, или такие, кому запало в душу «Поучение», но всё же большинство, не раздумывая, скажет: «Как Ольга древлянам отомстила». И это совершенно оправданный выбор! Для него есть целый ряд причин, не говоря уже о том, что сами способы казни древлян, выдуманные Ольгой, надолго впечатываются в память из-за своей зрелищной жестокости.

Первая причина – это сам факт того, что женщина стала главным героем летописи. Конечно, до написания «Домостроя» оставалось ещё несколько веков, и роль женщины в обществе ещё не была ограничена злополучным «Kinder, Küche, Kirche», но всё же в литературе доминировали мужчины, которые писали про мужчин и для мужчин. Персонаж Ольги, соответствующий, вдобавок, исконно мужскому архетипу князя-полководца («Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю»), ещё долгое время оставался единственным в своём роде.

Вторая причина это, собственно, сам персонаж Ольги, её характер, ум, её цели и амбиции. Ольга не просто так уничтожает древлян – помимо того, что она мстит за своего мужа, она ещё и укрепляет свою власть, показывая, что покушение на князя не может остаться безнаказанным.

Месть княгини Ольги. Радзивилловская летопись, XV век

Месть княгини Ольги. Радзивилловская летопись. Часть 1, XV век

Месть княгини Ольги. Радзивилловская летопись, XV век. Часть 2

Месть княгини Ольги. Радзивилловская летопись. Часть 2, XV век. 

Пожалуй, самая интересная черта Ольги – это её ум, её изобретательность и проницательность. Она не собирается просто убить послов древлян, она устраивает из этого самое настоящее шоу: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", – и вознесут вас в ладье». Занимателен тот факт, что ладья находится как бы на пересечении двух обрядов – свадебного и похоронного – так как задействована в каждом из них, и именно на этом и играет Ольга: древляне, ослеплённые её гостеприимством, видят только свадебный обычай, в то время как она сама уже подготовила для них похоронный.
Третья причина носит экстратекстуальный характер: Ольга воплощает в себе целый ряд архетипов древнерусской литературы: как женских, вроде мудрой девы и разборчивой невесты, так и мужских, вроде вышеупомянутого полководца или мстителя.* Человеку, хоть немного подкованному в вопросах мифологии, её образ не может не напомнить древнегреческую Афину, богиню мудрости и войны. Подобная многогранность встречается довольно редко, особенно в летописях, и крайне эффектно поднимает Ольгу на целую ступень выше остальных персонажей.

 

Женские образы в «Слове о полку Игореве»

И снова я попрошу вас задать себе тот же вопрос. 

Ольга воплощает в себе целый ряд архетипов древнерусской литературы: как женских, вроде мудрой девы и разборчивой невесты, так и мужских, вроде вышеупомянутого полководца или мстителя

И снова большинство, наверняка, скажет, что глубже всего из всего «Слова» им запал в память плач Ярославны.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая.

Голос Ярославны молодой;

Если Ольгу, мудрую воительницу, можно сравнить с Афиной, то верная, горячо любящая своего мужа Игоря Ярославна скорее похожа на Афродиту, древнегреческую богиню любви, или на заботливую Деметру. Ярославна, как и Ольга, потеряла на войне своего любимого мужа, но её реакция кардинально отличается от действий Ольги: она не может пуститься в опасную дорогу на его поиски, равно как и не может оставить своих родных и детей, и единственное что ей остаётся – это молиться о его скорейшем возвращении.

Плач Ярославны носит легко ощутимый фольклорный характер: она трижды обращается к силам природы, к Ветру, Солнцу и Днепру, восхваляя Днепр и в то же время укоряя Ветер, который «… стрелы вражеские сея, только смертью веет с высоты» и Солнце, которое «жаждою стянуло лук походный, горем переполнило колчан», как бы намекая им, что для того чтобы загладить свою вину им надо вернуть Игоря в родную землю. Интересны и другие детали. Плачет Ярославна «Далеко в Путивле, на забрале», хотя историки единогласно утверждают, что в это время она была в Новгороде. Очевидно, что автор переместил Ярославну в Путивль, самый южный город Игорева княжества, для придания большей силы её плачу: она напрямую обращается к степи, которая забрала у неё мужа. Именно поэтому Ветер и Солнце оказываются в её речи главными виновниками – каждый, кто хоть раз был в степи, знает, что степной ветер не представляет собой ничего хорошего, а от палящего солнца в степи попросту негде укрыться.

 

В. Г. Перов. Плач Ярославны (1881)

В. Г. Перов. «Плач Ярославны» (1881)

И плач её возымел действие! Первозданные стихии помогли Игорю освободиться из плена:

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному –

Сам господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Несмотря на то, что Ярославна появляется только в третьей части «Слова о полку Игореве», и роль её ограничивается только плачем, её персонаж является ключевым в развитии сюжета. Автор строит повествование таким образом, что получается, будто именно Ярославне и её заговору (а её плач является ничем иным как фольклорным заговором), Игорь обязан своим спасением. Ярославна являет собой образ женщины-берегини, любовь которой к своему мужу так велика, что преодолевает любые преграды, оказывается сильнее всех стихий и в итоге спасает его из заточения.

Но Ярославна не единственная женщина в «Слове». Помимо неё там присутствует ещё один, не столь конкретный образ. Он появляется не в самые важные, но эмоциональные моменты повествования и как раз является тем, что делает эти моменты эмоциональными. Это собирательный женский образ, в который входят как половецкие девы, захваченные Игоревым войском в набеге в начале произведения, так и жены дружинников, оплакивающие их поражение, или «девы готские», ликующие после поражения князя. Он не несёт в себе сюжетной нагрузки, но возникает тогда, когда необходимо показать лиричность момента, вызвать определённые контрастные эмоции и помочь читателю более глубоко проникнуть в настроение всего повествования.

 

Авдотья Рязаночка

Теперь давайте вернёмся к героической женщине. Авдотья Рязаночка, героиня одноимённой песни – образ фольклорный, даже былинный. В этой песне, сложенной, по мнению историков, в середине XIII века, речь идёт о разорении Казани турецким королём Бахметом:

Славный старый король Бахмет турецкий —

Воевал он землю российскую,

Завоёвывал он старый Казань-город подлесный

Именно такими словами начинается эта песня, и у читателя сразу же возникает ряд вопросов: что это за царь Бахмет такой? Когда это он завоёвывал Казань?

Да и причём здесь, собственно, Казань, если песня об Авдотье Рязаночке? Ответ на все эти вопросы один, и он очень прост: эта версия былины является адаптацией, в которой действующие лица (ну, по большому счёту – лицо, потому что во всей былине действует только два персонажа, один из которых – это сама Авдотья, а второй – царь Бахмет) и места (опять-таки, место, Казань) были заменены. В изначальной версии песни речь шла о разорении Рязани Батыем, то есть вышеупомянутые строчки должны читаться примерно как:

Славный старый хан Батый татарский –

Воевал он землю российскую,

Завоёвывал он старый Рязань-город подлесный

Те, кто читал «Повесть о разорении Рязани Батыем», помнят, что закончилась она тем, что князь Ингвар Ингоревич заново отстраивает и заселяет Рязань. Здесь же его делом занимается как раз Авдотья:

 

Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.

Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.

Только в Казани во городе

Оставалась одна молодая жёнка Авдотья Рязаночка.

Она пошла в землю турецкую

Да ко славному королю ко Бахмету турецкому,

Да она пошла полон просить

Уходя из Казани, царь Бахмет оставляет за собой, по всем фольклорным канонам,  «три заставы великие», которые Авдотья преодолевает. Прийдя, в итоге, к царю, Авдотья просит его «отпустить мне народу сколько-нибудь пленного, хоть бы из своего-то роду-племени». Бахмет, опять-таки, как и положено, загадывает ей загадку, которую Авдотья успешно разгадывает. В итоге, проникнувшись уважением к этой храброй женщине и впечатлившись её подвигом, царь отпускает всех её сограждан, и вдобавок предлагает ей взять «золотой казны столько, сколько надобно».

В общем и целом, мы видим типичную былину, но с одним существенным отличием: главным героем в ней является женщина. Образ Авдотьи – это воплощение женщины-спасительницы, самоотверженно решающейся на подвиг ради спасения своего народа. Подвиг Авдотьи – подвиг именно женский: она не сражается с несметными полчищами врагов, но вместо этого преодолевает испытания благодаря своей мудрости и непоколебимой силе духа. Авдотья – это собирательный образ, в котором проявляется характер настоящих русских женщин: женщин, которые защищали свои дома и следили за хозяйством, пока их мужья были на войне. Женщин, которые следовали за своими мужьями в ссылку. Женщин, которые восстанавливали заводы и работали в тылу, не покладая рук. Не воительниц, как княгиня Ольга, но, тем не менее, настоящих героинь.

 

Мать в «Житии Феодосия Печорского»

Мать – это первый женский художественный образ, который приходит на ум, но я не зря привожу его последним, ведь мать в «Житии», написанном Нестором, может испугать читателя:

«… не раз, придя в ярость и гнев, избивала она сына, ибо была телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчина.»

Феодосий с самого детства был благочестивым ребёнком, он чурался игр с другими детьми, носил лохмотья вместо одежды, прилежно учился и усердно работал. Казалось бы, это мечта любой матери, но она считала, что «своим видом он и себя срамит, и семью свою.»

Когда Феодосий попытался уйти с группой паломников в Святую Землю, мать догнала его и с побоями отвела домой. Когда Феодосий начал печь просфоры для богослужений в местной церкви, мать устыдилась его занятия и снова, побоями, заставила его прекратить. Когда Феодосий начал носить вериги, мать заметила это, сорвала их с него и запретила носить их дальше. Казалось бы, мать Феодосия играет роль явного антагониста. Более того, в тексте прямо говорится, что сам дьявол пытался через неё совратить Феодосия с пути истинного: «Но и враг не дремал, побуждая ее воспрепятствовать смирению сына.»

Подвиг Авдотьи – подвиг именно женский: она не сражается с несметными полчищами врагов, но вместо этого преодолевает испытания благодаря своей мудрости и непоколебимой силе духа.

Житие Феодосия Печерского, XVII век

Житие Феодосия Печерского, XVII век

Но затем ситуация резко меняется. Когда Феодосий уходит в Киев – туда, где ему было суждено оказаться, мать оказывается не в состоянии ему помешать. Когда она, в итоге, находит его и пытается вернуть его домой, Феодосий непреклонен в своём намерении остаться. Он предлагает матери постричься в монахини в одном из соседних монастырей, чтобы они могли видеться, и после долгих размышлений она соглашается.

Примечателен тот факт, что после того как она уходит в монастырь, Нестор даже не упоминает о том, виделись ли они после этого или нет: «…постриглась она, облеклась в монашеское одеяние и, прожив много лет в искреннем покаянии, мирно скончалась.»

Итак, что же получается? Мать Феодосия (имени которой мы, кстати, не знаем) волей-неволей направила своего сына на тот путь, который и был ему предначертан, не давая свернуть с него (уйти в Святую Землю или в другой город, не названный в летописи). Она сыграла роль Божественного промысла, и если бы не она, Феодосий не основал бы свой монастырь и не совершил бы всех чудес, описанных в «Житии». Сама она, при этом, обрела покой в монастыре, и якобы именно с её слов и было записано «Житие». Иными словами, даже если её методы можно назвать спорными, она помогла своему сыну найти своё место в жизни, выполнила свой материнский долг и, поняв это, смирилась, отпустила сына и позволила ему идти своим путём. Ведь, так или иначе, такова судьба всех матерей.

Неудивительно, что многие из женских образов, появившиеся много столетий назад, мы храним в памяти до сих пор – настолько яркими они получились. Их описания могут быть немногословными, но, согласитесь, в женских характерах, созданных в столь давние времена, проступают новые неожиданные грани. Начиная с XII века через всю русскую литературу проходит образ русской женщины – умной, сильной, решительной, но непредсказуемой и противоречивой. ■

Наталья Дровалёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Об этом говорит, в частности, в своей лекции по «Повести временных лет» Анна Валерьевна Архангельская, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского Государственного Университета.