СТАТЬЯНа подмостках ад и рай: средневековая немецкая драматургия
Говоря о чудесных помощниках, как в мираклях, или вредителях, как в мистериях, необходимо заметить, что средневековая драма во многом схожа с волшебной сказкой. С той лишь разницей, что они помогают или препятствуют достижению не личной цели героя, а сверхцели, то есть спасения или гибели мироздания вообще.
Два названных религиозных жанра породили третий – моралите. Цель этого вида драмы не визуализировать библейскую историю, а преподать нравственный урок за счет аллегорических, предельно обобщенных образов. Перед зрителями представали человеческие качества и пороки (Глупость, Жадность, Вера) во плоти, наделенные атрибутами, чтобы их можно было сразу узнать. Также героями моралите могли становиться Врачи, Нотариусы или представители других профессий. По свидетельствам источников, такие драмы не пользовались особенным успехом из-за чрезмерной дидактичности и отсутствия живого контакта со зрителем.
В театр с другого входа
Развитие средневекового искусства шло не только за счет религиозной культуры, но и народной. Самым ярким ее воплощением, настоящей квинтэссенцией, можно назвать карнавалы. Специфику и сущность этого действа открыл для читателей выдающийся филолог, историк и теоретик искусства Михаил Бахтин в работе «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения». Попытаюсь кратко описать как культурное явление карнавал, генетически связанный с обрядами плодородия: это действо позволяло средневековому человеку, жившему в строго иерархичном обществе, освободиться от единственно возможного социального статуса, превратившись на время праздника из крестьянина в короля. В XIV веке вся Германия узнала о необычайно шумных и веселых шембартлауфах (шествиях ряженых), проходивших в Нюрнберге. Судя по дошедшим до наших дней изображениям, участники действа придумали себе такие костюмы, увидев которые наши авангардисты, например, Давид Бурлюк или Василий Каменский, просто бы лопнули от зависти.