Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Лучшие из лучших

СТАТЬЯЛучшие из лучших: Меняющие реальность

Согласитесь, иногда все-таки хочется перемотать жизнь до определенного момента и что-то изменить? Мы уверены, что каждый хоть раз мечтал хоть раз побывать в прошлом, а может – ощутить в своих руках ниточки судьбы и даже подергать за них. Более того, у многих из нас есть идеи, как бы её можно было перестроить, но, увы, наш мир пока не раскрывает всех секретов…

А вот мир литературы – совсем другое дело. Здесь возможно все! Герои многих произведений воплощают в жизнь наши сокровенные мечты и перекраивают свою реальность так, как им вздумается, или сами становятся жертвами изменений. Путешествовать по страницам таких произведений страшно интересно. И поэтому мы, дорогой читатель, с невероятным удовольствием представляем подборку произведений о меняющейся реальности.

 

10. «Бесконечная история» Михаэля Энде

«Бесконечная история» (1979) – это история, почему-то часто считающаяся исключительно детской, о мальчике Бастиане, который читает книгу под названием «Бесконечная история». В этой книге рассказывается о стране Фантазии, оказывающейся под угрозой уничтожения от загадочного Ничто. 

М. Энде. Бесконечная история (издание 1997 года).

Спасти фантазию может только сам Бастиан, о чём он узнаёт, когда герои книги читают об этом в книге под названием, правильно, «Бесконечная история». Но книга эта, существующая, по-видимому, во всех мирах сразу, не является единственной волшебной вещью в истории. Когда Бастиан в итоге попадает в Фантазию, он получает амулет Аурин, дарующий ему, ни много ни мало, всевластие. Надпись «Делай что хочешь», выгравированная на амулете, в точности отражает как механизм его работы, так и то, чем занимается впоследствии Бастиан – он перестраивает мир Фантазии в соответствии со своими желаниями. Но, как в настоящей философской притче, у всемогущества есть цена…

«Русская фантастика 2010», обложка.

Кажется, в «Бесконечной истории» каждый читатель найдёт мораль по своему вкусу: одни видят в ней историю об эскапизме и уходе от реальности; другие - размышления о творческом кризисе, рано или поздно настигающем всех писателей; третьи - жизнеутверждающую сказку. И то, что события книги происходят в сказочном мире, ничуть не умаляет тех уроков, которые можно из неё извлечь.

 

9. Олег Дивов. «Сдвиг по фазе»

В 2010 году в составе сборника «Русская фантастика» вышел рассказ О. Дивова «Сдвиг по фазе». Рассказ состоит из писем, докладных записок и газетных вырезок, в результате прочтения которых становится ясно, что в восьмидесятых годах XX столетия на территории МГУ имени М.В. Ломоносова произошло наложение друг на друга нескольких альтернативных реальностей, одна из которых – капиталистическая (в ней и происходит основное действие рассказа), а другая – социалистическая. Однако совмещение реальностей на непродолжительный отрезок времени, но с заметными последствиями, не случайность. Это результат эксперимента одной исследовательской группы с целью найти дверь в иные миры. С помощью определенных действий им удается «прогрызть дырочку» во времени и пространстве. Начальник исследовательской группы (сын ректора университета Андрей), сотрудник психфака уверяет отца в том, что его группа ни при чем: «Ты же сам утверждал нашу программу и знаешь, что мы исследуем Время, как феномен психики. То есть все внутри человека и ничего вовне.

Если понимать Время, как способ развёртки пространства, то даже в теории наши опыты не могут сопровождаться такими масштабными пробоями реальности, как случилось в Универе». На самом деле, именно опыты их исследовательской группы способствовали тому, что в капиталистическую Россию прорывается малопривлекательный, по мнению ее обитателей, мир, где существуют КГБ и Политбюро ЦК КПСС.

 

8. «Хроники Амбера» Роджера Желязны

В «Хрониках Амбера» (в разных переводах также называемого Эмбером, Янтарём или даже Янтарным королевством) Желязны рассказывает историю королевской династии Амбера. Вселенная, согласно Желязны, состоит из бесконечного множества параллельных миров, называемых Отражениями или Тенями. Сам Амбер – это основной, первозданный мир, который эти Тени и отбрасывает. Королевский дом такого места, соответственно, по праву может считаться правящим во всём мире, и поэтому сама реальность находится у них в подчинении. Каждый потомок короля Оберона, главы дома, обладает способностью изменять реальность вокруг себя по своей прихоти. Фактически, правда, они не столько изменяют уже существующую реальность, сколько находят другую, подходящую под их запросы. Ведь среди бесконечного множества миров должен существовать точно такой же, но в котором ты был бы королём, не правда ли? Наделяя своих персонажей такой почти божественной силой, Желязны переводит повествование на качественно новый уровень.

Хроники Амбера. Источник www.amazon.com.

Обычная история о дворцовых интригах и переворотах превращается в эпическое повествование о судьбе целого мира, а сам автор получает превосходную возможность поделиться с читателями своими взглядами на любую область знаний, от теологии до метафизики.

 

7. Андрей Егоров. «Я умею летать»

Рассказ российского фантаста Андрея Егорова «Я умею летать» (2006) – об изменении сознания пациента в результате научных опытов. Главный герой неизлечимо болен. По этой причине он попадает в научный центр, где ему вживляют в организм нанороботов, которые должны, по мысли ученых, восстановить клетки печени. Однако, как оказывается позже (или все это только кажется герою в результате сильнейшего галлюциногенного токсикоза?), нанороботы полностью перестраивают организм «подопытного кролика», который начинает слышать, как ползет паук, буквально видеть мозги других людей. Его мир меняется. Он видит медленно двигающихся мертвецов в коридоре научного центра, может изменять структуру тела: «Поползал по стенам и потолку, спустился на пол. Следующим моим шагом была попытка стать абсолютно невидимым, но все, чего я добился, это полупрозрачности кожного покрова и тканей. К тому же хрящевая ткань, которой в теле было великое множество, оставалась беловато-розовой. Выглядел я после этого эксперимента кошмарнее некуда. Поэтому усилием воли я вернул себе привычный облик». Но его мечта – взмыть над городом ввысь и доказать бывшей жене, что он всегда умел летать!

 

6. Призрачные границы жизни, или «Vita Nostra» Сергея и Марины Дяченко

«Не используя проекции и внутренние зеркала, вообразите непрозрачный прямоугольный параллелепипед таким образом, чтобы одновременно видеть четыре его грани. Мысленно деформируйте параллелепипед, чтобы…».

Поползал по стенам и потолку, спустился на пол. Следующим моим шагом была попытка стать абсолютно невидимым, но все, чего я добился, это полупрозрачности кожного покрова и тканей.

М. и С. Дяченко. Vita Nostra.

Это задачка из учебника, который штудирует героиня книги «Vita Nostra» (2007) студентка Саша Самохина. После окончания школы девушка оказывается в загадочном Университете. Курс за курсом, как и ее однокурсники, Сашхен (так называет ее мама) меняется, но до поры до времени это изменение остается для нее загадкой. Ясно одно – постепенно она приобретает сверхчеловеческие способности. Где-то далеко, за стенами института размеренно течет обычная жизнь людей, не подозревающих, к чему готовят студентов в далеком провинциальном городке. Совмещая фрагменты и слои реальности силой мысли, можно открыть новое пространство или изменить его, так как захочется. Но оказывается, что за обретение сверхспособностей, с помощью которых можно менять мир, приходится платить.

 

5.Возможности мозга и «Области тьмы»

Идея книги «Области тьмы» (2001) Алана Глинна, по которому впоследствии сняли сносный одноименный фильм (2011), предельно проста. Более того, похожую идею взял для своего фильма Люк Бессон («Люси», 2014) и не прогадал (на сеансы в кинотеатрах билеты разлетались как горячие пирожки): с помощью химически активных веществ можно увеличить процентное соотношение использования возможностей человеческого мозга. Дело в том, что для героя романа писателя Эдди Спинола, который ускоряет и улучшает работу мозга с помощью психотропного препарата, границы мира значительно раздвигаются:

«Пока я наполнял кофе-машину и доставал фильтр, а потом чистил апельсин, меня накрыло ощущение, что я другой человек. Я настолько отдавал себе отчёт в каждом действии, словно был плохим актёром, выступающим в театральной постановке, в сцене на кухне, вылизанной до блеска, где мне надо приготовить кофе и почистить апельсин». Ему становятся подвластны большие объемы информации, аналитические способности достигают небывалых высот. Но только на короткое время. В моменты «просветления» герой чувствует, что время и пространство вокруг него меняются, дробится «ощущение времени и структуры». Сознание разгоняется до такой степени, что у Эдди появляется ощущение экспоненциально растягивающейся жизни таким образом, что скоро все пространства, что герой занимает, физические и прочие, уже не смогут его вмещать. За моментом «просветления» неизбежно следуют момент, когда действие препарата прекращается…

А. Глинн. Области тьмы (обложка первого издания, 2001).

4. «Черновик» и «Чистовик» Сергея Лукьяненко

Тебя просто стирают из реальности нашего мира и дают новую «роль», тебя не узнают ни родственники, ни знакомые, а люди, с которыми ты знакомишься, через пару часов об этом забывают. Так начинается первый роман дилогии Лукьяненко «Черновик», опубликованный в 2005 году. Оказывается, что Земля, которую мы знаем, не единственный существующий мир. На страницах «Черновика», а потом и «Чистовика» разворачивается широкая панорама реальности, где существуют разные «Земли», например, Земля-1 под названием «Аркан», где время отстает на 35 лет, но, в целом, она похожа на нашу

Землю (которая имеет название «Демос») по политическому строю, преобладающему на планете; Земля-3 («Вероз»), где технический прогресс замедлен силами, находящимися вне Вероза, Земля-16, откуда и пришли функционалы, способные менять реальность (оказывается, что именно Земля-1 использует остальные миры в качестве полигонов для развития науки, техники и проводят там эксперименты). Исчезая из воспоминаний других людей, человек становится функционалом (очевидно, что не без помощи других функционалов). Именно это, как уже догадались читатели, и происходит с Кириллом – главным героем дилогии. Теперь он новый функционал-таможенник, основная задача которого теперь – осуществлять перемещения людей из одного мира в другой. Более того, он наделяется сверхчеловеческими способностями. И все же сущность и предназначение функционалов на протяжении первой книги остается загадкой. Кто они? И почему функционалы, способные влиять на развитие других миров, покинули свою колыбель – Землю-16? Ответы – в «Чистовике».

 

3. «Конец вечности» Айзека Азимова

Опираясь на похожую идею, строит свой роман, написанный тоже в пятидесятые годы XX века, Айзек Азимов. В самом начале произведения можно прочитать следующее: «Первая заповедь Техника – ничего не принимать близко к сердцу. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на судьбах пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться настолько, что их придется рассматривать как совершенно новые личности». Азимов разворачивает эту идею в полномасштабное повествование с подробным описанием структуры Вечности и Вечных, которые и осуществляют контроль процессов, происходящих в том или ином отрезке истории.

А. Азимов. Конец Вечности (обложка первого издания, 1955).

Более того – это их главная задача. Вечные меняют реальность под прикрытием торговли между столетиями, которые тщательно изучаются, – предотвращают эпидемии, войны, катастрофы. Для Вечных совершенно нормальными являются многократные изменения реальности, в результате которых могут исчезать целые поколения людей или меняться до неузнаваемости. Что лучше – позволить миру развиваться без вмешательства или гармонизировать его развитие? Может ли один человек изменить ход истории? На эти и другие вопросы Азимов пытается дать ответы, удачно вплетая их в канву повествования.

 

 

 

 

2. Эффект бабочки («И грянул гром» Рэя Брэдбери)

Случайно раздавленная бабочка в далеком прошлом может привести к ужаснейшим последствиям в будущем. Как говорится, изменишь одно – изменится все: «Раздавите ногой мышь – это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека – смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах». Так и случилось в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» (1952), переведенном на русский язык довольно быстро – к 1965 году.  Главный герой, раздавивший бабочку во время путешествия на шестьдесят миллионов лет назад для охоты на динозавра, возвращается в изменившийся мир – здесь выбрали другого руководителя страны, изменилась орфография и даже воздух показался несколько отличным по составу – какие-то едва уловимые изменения произошли и в нем. И это то небольшое число изменений, которое герой успевает заметить до того, как… Неужели маленькое хрупкое существо с прозрачными крылышками способна нарушить мировое равновесие и привести к глобальным изменениям в ходе истории? Выходит, что так.

 

1. «Команда корректировки» Филипа К. Дика

«У вас нет свободы воли, только иллюзия свободы. Вы вольны выбирать вкус зубной пасты или марку вина, но не более.

Человечеству по-прежнему не достает мудрости, чтобы принимать важные решения». Становится не по себе, не правда ли? Это слова корректировщиков памяти из фильма «Меняющие реальность», который вышел на экраны в 2011 году и сразу же вызвал всплеск интереса к рассказу «Команда корректировки» Ф.К. Дика, опубликованному в далеком 1954 году. Дело в том, что рассказ был любовно переработан в полнометражный фильм, действие которого перенесено в начало XXI века. Основную идею автор сценария сохранил: бок о бок с обыкновенными людьми живут и работают те, кто следит за качеством мироздания. Их «босс» уверен в том, что незначительные и незаметные изменения могут повлиять на ход истории, так же, как и незначительные ошибки самих корректировщиков. В результате того, что пес, который должен был залаять для запуска определенной последовательности событий, залаял позже, чем было нужно, главный герой – продавец недвижимости Эд Флетчер – оказался свидетелем того, как именно меняется реальность под руководством Старика (с которым он встретился, вообразите, поднявшись в небо в телефонной будке!). ■

Наталья Дровалёва

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?