Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика История

СТАТЬЯДорога в русской литературе

«И какой же русский не любит быстрой езды?» Назвать эту фразу, вышедшую из-под пера Николая Васильевича Гоголя в середине XIX века, просто «крылатой» было бы преступным преуменьшением. Пройдя сквозь века и прочно укрепившись в памяти народа, она и сегодня не утратила своей актуальности. В одной этой ёмкой цитате – характеристика всего русского народа, широкой русской души, которой только дай разогнаться – снесёт, и не заметит!

Гоголь крайне живописно рисует просёлочную дорогу, по которой мчится в тройке Чичиков, мастерски вплетая в эту картину рассуждения о России и о той самой русской душе: «Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Согласитесь, впечатляет? Сравнение с дорогой очень эффектно подходит России, чьё будущее, полное переворотов и потрясений, виднеется в этом стремительном полёте. 

Н. Сверчков. Тройка зимой

Н. Сверчков. Тройка зимой

И Гоголь был не единственный, кто успешно использовал этот образ. Многие поколения писателей и поэтов связывали с дорогой свои философские размышления и духовные переживания, выводили своих героев на дорогу в поисках новой жизни, или же просто ухода от старой, а может, наоборот, позволяли дороге вернуть их домой.

 

Дорога в русской лирике

Дорога – образ богатый, многогранный, живой и понятный любому читателю, а потому – универсальный. Не зря к теме дороги обращались практически все мастера русского слова, и этот факт уже говорит о её важности в русской культуре. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» дорога олицетворяет философский путь, на который выходит автор, когда ему «так больно и так трудно». 

Его дорога, озаряемая голубым сияньем звёзд, ведёт к спокойствию, к умиротворённой гармонии с природой и самим собой. Это дорога, ведущая от бунтарской юности Лермонтова в мудрую зрелость поэта, и кто знает, куда бы она могла привести его, не погибни он на дуэли всего несколько дней спустя.

Другой образ дороги встречается в стихотворении Некрасова «Тройка»:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Эта дорога – чужая и недоступная, но манящая к себе бедную девушку, заглядевшуюся на нарядную тройку и сидящего в ней корнета. Здесь она образ не соединяющий, а, наоборот, ограничивающий мир бедной крестьянки. У неё нет ни начала, ни конца – есть только линия дороги, подчёркивающая несбыточность этих мечтаний.

Не чужд мотив дороги и любовной лирике. Посмотрите, какой она видится лирическому герою стихотворения Тургенева «Я шёл среди высоких гор…»:

Я шел среди высоких гор...

Вдоль светлых рек и по долинам...

И все, что ни встречал мой взор,

Мне говорило об едином:

Я был любим! любим я был!

Я все другое позабыл!

Дорога у Тургенева разительно отличается от дороги у Некрасова. «Тургеневская» дорога идёт навстречу любви, любви взаимной и счастливой. У неё так же нет ни начала, ни конца, и в ней важен сам путь, по которому движется лирический герой. Она – это зеркало его чувств, отражающее их в природе, соединяющее внутренний мир с миром внешним. Сравните эту дорогу с дорогой у Пушкина в «Тавриде». На первый взгляд кажется, что ситуация очень похожа: влюблённый лирический герой идёт горной тропой вслед за своей возлюбленной, но тем не менее этот образ производит совсем другое впечатление.

За нею по наклону гор

Я шел дорогой неизвестной,

И примечал мой робкий взор

Следы ноги ее прелестной —

Зачем не смел ее следов

Коснуться жаркими устами,

Кропя их жгучими слезами...

Здесь дорога – это символ разлуки, преследования. Она ведёт по тропе неразделенной, но пылкой любви. Ключевое слово здесь – «неизвестная», ведь герой не знает, куда она его приведёт, чем закончится его путь: найдёт ли он свою возлюбленную? 

Ответит ли она ему взаимностью? Или всё, что ему останется – это милые сердцу следы на дороге? Он не знает ответов на эти вопросы, да и, наверное, они ему не нужны. Он счастлив просто от того, что есть такая дорога, по которой он может пойти вслед за своей любовью.

В творчестве Пушкина, на долю которого выпало изрядно странствий, тема дороги вообще занимает особое место. Она красной нитью проходит сквозь все его произведения, принимая разные формы, связывая воедино сюжеты, появляясь в ключевые моменты повествования и исчезая, выполнив свою функцию. В «Зимней дороге» образ дороги пропитан «сердечной тоской», а в «Бесах» тот же, казалось бы, образ вызывает ощущение тревоги, страха перед разбушевавшейся нечистой силой. 

В стихотворениях «Телега жизни» и «Дорожные жалобы» сквозит усталость, в «Страннике» – отчаяние и, в то же время, надежда. На пушкинской дороге можно встретить шестикрылого серафима («Пророк»), Деву Марию («Жил на свете рыцарь бедный») и князя Олега с дружиной («Песнь о Вещем Олеге»).

 

А. Куинджи. Радуга. 1900-1905

А. Куинджи. «Радуга». 1900-1905

Пушкин сравнивает с дорогой могучий Терек, несущийся «меж горных стен». Использовать образ дороги так часто и умело, передавая с его помощью самые разнообразные эмоции и переживания, мог только человек, для которого он был действительно родным и хорошо знакомым.

 

Если приглядеться повнимательнее

Помимо всего прочего, образ дороги широко используется как композиционный приём, связывающий воедино части произведения, как и настоящая дорога связывает отдельные города и деревни в единые государства. Здесь, дорогой читатель, стоит вспомнить то, с чего мы начинали, – 

поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души», которая является отличным примером подобного использования этого образа. 

Гоголь подробно описывает путь, который Чичиков проделывает к каждому помещику, выполняя при этом сразу несколько задач. Во-первых, в описании дорог, ведущих к каждому поместью, угадываются черты владеющих ими помещиков, их поверхностные характеристики. Автор даёт читателям эдакую затравку, позволяя им заранее понять, что за человек будет ждать Чичикова в конце пути, составить своё мнение о нём и впоследствии сравнить свои догадки с портретами, написанными самим Гоголем, ещё сильнее, таким образом, заинтересовывая читателя и вовлекая его в мир произведения.  Во-вторых, регулярно вводя в повествование описания пути Чичикова, Гоголь даёт самому себе возможность для лирических отступлений, которые многие читатели считают едва ли не самой интересной частью поэмы. В-третьих, конечно, дорога позволяет вводить разнообразнейшие повороты сюжета. Кучер Селифан пропускает поворот, и из-за этого Чичиков оказывается у Коробочки. В придорожном трактире Чичиков встречает Ноздрева. На дороге, столкнувшись с другим экипажем, он встречает дочку губернатора. Да, конечно, все эти события могли бы произойти в любом другом месте, но именно на дороге они привлекают к себе наибольшее внимание и становятся такими интересными. Образ дороги в «Мёртвых душах» – это необходимый фон, на котором происходят все остальные события, и без этого фона поэма была бы такой же неполной, как мозаика, в которой не хватает половины деталей.

И. Шишкин. Стога, Преображенское. 1890

И. Шишкин. «Стога, Преображенское». 1890 

Ещё одно произведение, связанное воедино образом дороги, это поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.

У неё так же нет ни начала, ни конца, и в ней важен сам путь, по которому движется лирический герой.

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

И снова тема дороги пронизывает всё повествование, собирая отдельные эпизоды в целую историю. Мужики-правдоискатели странствуют по городам и сёлам, расспрашивая людей и пытаясь найти такого человека, которому всё-таки на Руси жить хорошо. Поэма Некрасова, в отличие от Гоголя, развёрнута скорей во времени, чем в пространстве, и затрагивает множество насущных вопросов, так что тема пути отходит в ней на второй план. Для Некрасова, в первую очередь, важны судьбы людей, и поэтому использование образа дороги у него является композиционным приёмом, а не одной из тем произведения, но от этого он не становится менее важным.

 

Восток и запад

Говоря о дороге в русской культуре, нельзя забывать и о другой дороге. О той, что соединила восток и запад. О той, чьи железные артерии образуют единую кровеносную систему огромной страны. О той, чьи паровозы, дымя, ворвались в литературу и навсегда оставили в ней свой след. Во второй половине XIX века, и позже, уже в советские времена, к теме железной дороги обращалось множество писателей, такие как Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Л.М. Леонов и А.П. Платонов, и, как и с обычной дорогой, творчество их полно совершенно разных интерпретаций и осмыслений этой темы.

Яркий и пугающий образ дороги, построенной на костях и окружённой мертвецами, возникает в «Железной дороге» Некрасова:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Здесь она – результат бесчеловечной эксплуатации строителей, неизбежный результат технического прогресса. Некрасов напоминает читателю, что за каждым новым чудом техники, за каждой грандиозной постройкой стоит упорный труд и огромные человеческие жертвы.

Совершенно другой образ предстаёт перед читателем полвека спустя, в романе Куприна «Поединок».

Если от железной дороги Некрасова веет смертью, то здесь она – источник жизни для русской глубинки. Железнодорожный вокзал – место встречи жителей городка, а курьерский поезд, всего на 8 минут останавливающийся на станции – чуть ли не единственное для них развлечение.

У. Тёрнер. Дождь, пар и скорость. 1844

У. Тёрнер. «Дождь, пар и скорость». 1844

Ещё через 30 лет советские писатели вновь переосмысливают этот образ. В романах Леонова и Платонова железная дорога становится символом революции, по которой летят в светлое будущее локомотивы истории. В творчестве Платонова, который сам был железнодорожным инженером, эта техника приобретает поэтический окрас. Для героев его произведений, старого механика в одноимённом рассказе, или машиниста-наставника в «Чевенгуре», паровоз – дороже любого человека, он словно совершенная форма жизни, способная в будущем вытеснить людей и занять их место: «И если дальше техника так податливо пойдёт, то люди от своих сомнительных успехов выродятся в ржавчину, – тогда их останется передавить работоспособными паровозами и дать машине волю на свете». Это – идея революции, возведённая в абсолют, утопические мечтания разочаровавшегося в людях механика, который обращается к железной дороге как к недостижимому идеалу.

В такой огромной стране как наша дороги перестают быть чем-то обыденным, они приобретают мифический и даже сакральный статус. Они связывают воедино людские жизни, на дорогах творится история, для писателей и поэтов она становится символом. Дорожная тема стала одним из основных и важнейших мотивов русской литературы, и недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги. ■

Наталья Дровалёва

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?