СТАТЬЯМаксимилиан Волошин – поэт и художник
Скорее всего, Волошин обратил внимание на эту деталь во время частых прогулок по Лувру.
Стихотворение, посвященное Черубине де Габриак (Елизавете Дмитриевой) «Ты живешь в молчаньи темных комнат…» (1910), представляет собой поэтический портрет, созданный через интерьер. Детали внешности в этом стихотворении не появляются, это хорошо соотносится с тем, что Черубина – загадка, литературная мистификация. Шелка, тусклая позолота, зеркала – атрибуты таинственности. Киот, вериги, запреты, молитвы – веры христианской (намек на западную ориентацию поэтессы), но в то же время «сладкий дым бензоя, запах нарда» вызывают в памяти восточные благовония. Подчеркивается противоречивость всей натуры. Стихотворение заканчивается строками: «И тебе мучительно знакомы / Сладкий дым бензоя, запах нарда,/ Тонкость рук у юношей Содомы,/ Змийность уст у женщин Леонардо».Змийность уст – характеристика сложных улыбок (об этом писал сам Волошин в связи с загадочной улыбкой Джоконды). Такая же сложная неразрешимая загадка и сама Черубина.
На первый взгляд может показаться, что в стихотворении «В янтарном забытьи полуденных минут…» («В душе взволнованной торжественно поют /Фанфары Тьеполо и флейты Джорджионе») речь идет о музыкальном образе:
В янтарном забытье полуденных минут
С тобою схожие проходят мимо жены,
В душе взволнованной торжественно поют
Фанфары Тьеполо и флейты Джорджионе.
И пышный снится сон: и лавры, и акант
По мраморам террас, и водные аркады,
И парков замкнутых душистые ограды
Из горьких буксусов и плющевых гирлянд.
Но на самом деле Волошин отсылает читателя к работам художников Д.Б. Тьеполо и Джорджоне. На картине Джорджоне «Юноша с флейтой» (1508) изображена одна из тех самых флейт, о которых пишет Волошин.
В стихотворении «Альбомы нынче стали редки…» (1912) Волошин рисует портрет героини с помощью живописных средств и сетует: «Веселый взгляд и детский рот/ С трудом ложатся в эти строки… / И стих мой не передает / Веснушек летом осмугленных…».
Лиловый цвет, цвет молитвы, как утверждает Волошин, в свою очередь «противополагается желтому – цвету царственного самосознания и самоутверждения». Поэт остерегается использовать в стихотворениях эпитеты, обозначающие чистый оранжевый цвет, заменяя его «золотом», «йодом», «желчью», так как считает это цвет символом гордости: «Старинным золотом и желчью напитал / Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры…». Синий же цвет, напротив, часто встречается и в стихотворениях, и в акварелях художника: «синий», «синева» и «просинь». Волошин определил эти цвета как «воздух и дух», то есть нечто неизведанное.
Столь любимая акварельная техника Волошина в живописи, дорогой читатель, отразилась и в его поэзии. Стихотворение «Портрет» выполнено в «акварельной» технике: «Тона жемчужной акварели», эпитет «бледный» мы находим в строфах три раза, «мерцанье» морского дна, «жидкий блеск икон в струйках дыма». Эпитеты, возникающие в стихотворении, соответствуют бледным акварельным тонам. Для Волошина важна легкость и женственность Сабашниковой, чему способствует «техника» изображения.
Поэт… и живописец
Волошин черпал в живописи не только вдохновение для поэтического творчества, но и цветовые решения, а его стихи, в свою очередь, утекли в акварели и живут в них. Благодаря в том числе и Волошину, творящая личность стала мыслиться «универсальным художником», владеющим или старающимся овладеть всеми языками искусства, а поэты и писатели не только стали смело заимствовать арсенал художника, вписывая в стихотворение цветовую палитру, но и воплощать художественные решения в рукописных книгах, как это делали футуристы. ■
Наталья Дровалёва
Литература
- Купченко. В.П. Хронологическая канва жизни и творчества М.А.Волошина // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990. С.
- Волошин М.А. О самом себе // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990.
- Волошин М.А. Скелет живописи // Волошин М.А. Лики творчества. М., 1989. С. 211–217.