Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯСмертература: опасно ли быть читателем?

Когда читатель устраивается поудобнее и открывает книгу, меньше всего он думает о последствиях, скрытых под яркой обложкой. Никто и никогда не писал правил безопасности во время чтения и вряд ли напишет. Между тем, погружаясь в текст, читатель позволяет вселиться в своё тело незнакомой сущности – не автору, а его альтер-эго, лишенному чести, совести, любой моральной чепухи. Читатель доверяет – без этого невозможно чтение. Литература проверяет на прочность, целостность, жизнеспособность. Чем придётся пожертвовать в процессе?

Стратегия и тактика

Соотношение опасности внутри и вовне литературного текста весьма примечательно. Заботливый родитель всегда предпочтёт, чтобы ребёнок вместо прогулок по неизведанной уличной территории и игр со сверстниками, не успевшими уяснить, что может навредить, а что нет, остался дома, в комфорте и спокойствии, в компании уютной, понятной, проверенной книги. На самом деле, когда мы действуем, мы используем готовые схемы и сюжеты, модели поведения, уже существующие в нашей голове. Мы реализуем программу. Когда мы читаем, мы её создаём. Во время чтения ребёнок (и не только он) совершает куда более опасные и непредсказуемые путешествия – он изучает мир, учится выстраивать логические цепочки и связи, использует опыт и точку зрения человека, которого никогда не видел и, вероятно, не увидит. Каждый элемент текста – сюжет, персонажи, время и пространство, повествование, художественные приёмы – всё это не подразумевает действия, но требует постоянного сопоставления с собственным миросозерцанием, осмысления, оценивания, эмоционального переживания. В реальности мы делаем то же самое, но никакого авторства наша с вами реальность не имеет (по крайней мере, личностного, живого, видимого и доказуемого). А художественный текст – вполне. Когда мы в реальном мире – мы одни. В мире художественном мы всегда со своим Вергилием, следовательно, всегда на пути к Беатриче. Жизнь как монолог человека перед бытием подразумевает горизонтальное движение нашей личности; чтение как диалог читателя и автора – всегда вертикальное.

Литература проясняет и формирует в нас стратегию, жизнь – реализует её. Опасность заключается в том, что по законам физики, химии и прочих наук, с которыми трудно спорить, при взаимодействии изменение обеих сторон неизбежно. Нельзя прочесть книгу и остаться таким, каким был, даже если ты ей не поверил. Если ты начал читать, защиты нет, пути назад – тоже. 

Каждый элемент текста – сюжет, персонажи, время и пространство, повествование, художественные приёмы – всё это не подразумевает действия, но требует постоянного сопоставления с собственным миросозерцанием, осмысления, оценивания, эмоционального переживания.

Текст находит в тебе то, что наименее укреплено, что вызывает сомнение; как жидкость, он заполняет пустоты, скрывает и восполняет лакуны, лечит все возможные изъяны твоей доверчивой читательской души. То, что мы читаем – наша самая большая боль и самая страшная слабость. Когда текст превращается в «я», провести границу уже невозможно. Зная об этой опасности, каждый автор, тем не менее, ни за что не откажется воздействовать на своего читателя – это особая честь, смысл любого текста, показатель его качества. Насколько вы сможете противостоять этому влиянию – исключительно ваше дело.

Читатель смертен, причём внезапно

Поразительно, что сама литература великолепно рефлексирует по поводу своей власти над аудиторией. Вместе с модой они создают целые читательские эпидемии, зачастую с летальным исходом. Когда Байрон в 1812 году публикует «Паломничество Чайльд-Гарольда», не только английская, но вся европейская интеллигенция внезапно узнаёт в нём себя. Салоны наполняют молодые люди, вдруг осознавшие в себе байронического героя. Девушки вздыхают при виде томных глаз и непослушных кудрей. Хромота мгновенное входит в моду. Когда Пушкин в 1832 году выпускает «Евгения Онегина», Россия присоединяется к эстафете. Полувеком раньше Гёте пишет «Страдания юного Вертера», Европу накрывает волна самоубийств. Кто убийца читателя «Вертера» – автор, персонаж или он сам?

Литература размышляет о собственной ответственности и функции во многих текстах. Вспомним самые, на наш взгляд, показательные. 

 

Смерть читателя: случай Дон Кихота

Наверное, самая трагичная история приключилась с бедным идальго, начитавшимся рыцарских романов и, измучив и своего товарища, и всех, кто встречался ему на пути, умершего в горьком и страшном прозрении. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1615) называют и первым постмодернистским текстом, и метароманом (произведение, которое осознаёт и описывает само себя, исследует свою собственную природу), и источником романного жанра как такового.

Дж. М. У. Тёрнер. «Паломничество Чайльд Гарольда» (1823)

Но современна и вневременна не только форма текста, но и его содержание: одержимость литературной реальностью, её большая правдивость по отношению к жизни – основа вечного образа Дон Кихота.

Герой, изображённый Сервантесом, нарочито, подчёркнуто соединяет в себе два плана – реальный и идеальный, жизненный и литературный. В их соединении рождается смех, карнавал, бутафория – приключения Рыцаря Печального Образа невероятно смешны. Несоответствие того, что окружает Дон Кихота и того, что он мыслит о мире, рождает великолепные сцены борьбы с мельницами, посвящения в рыцари и многие другие. Но это несоответствие – результат начитанности героя, его погружённости в литературный текст.

О. Домье. Дон Кихот (1868)

О. Домье. «Дон Кихот» (1868)

Ваша покорная слуга далека от высокого и идеалистического восхваления этого героя. Любовь к нему понятна и обоснована – он трогателен, мил, добр. Но он не способен на настоящее действие, связывающее реальность в осмысленную картину. Он не способен также и к планированию, постепенному познанию, к расширению, росту, к упорядоченному и предсказуемому пути. Дон Кихот живёт жизнью христианских святых: ему всё дано, узнавать нечего. Он смотрит на мир как Будда, познавший его, и любит мир как Христос, за него умерший. Дон Кихот никогда не займёт руководящий пост, не сможет управлять другими, не поведёт за собой никого, кроме собственного оборотня-двойника, зеркала, удерживающего мираж Дон Кихота в объективной реальности. 

Это сверх-познание и сверх-любовь дала ему именно литература. Живые люди редко бывают карикатурными персонажами, на усиление способно только искусство. Дон Кихот, из живого человека превратившись в Читателя, принимает в себя некую правду, которую теперь невозможно оспорить, нет ни единого шанса поставить её под сомнение. Герой, возможно, впервые в истории литературы, делает сакральным светский текст, он молится на рыцарский роман, образ рыцаря отождествляя с образом идеала, Бога на земле. Рыцарский роман для него, таким образом, есть форма передачи информации об истине, её существования в неидеальном, неспособном вместить гармонию мире.

Обратим внимание: при таком подходе получается, что литература и жизнь – такая же неразлучная пара, как Дон Кихот и Санчо, слёзы и смех, высокое и низкое. Если продолжать этот перечислительный ряд, выходя на уровень важнейших, основных для человека противопоставлений, то дальше будет душа и тело, свет и тьма, жизнь и смерть. Обратите внимание, что жизнью в последней паре стала именно литература, а «реальная жизнь» без фантазии, вымысла, идеалистических изысканий оказывается смертью. Так что же, читать не опасно?

 

Смерть читателя: случай Эммы Бовари

Опасно, и даже более чем. Героиня романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари» (1856) знает это лучше других: в отличие от нашего предыдущего героя, Эмма умирает, не раскаявшись в ложности собственных иллюзий, не осознав зла, которое она причиняет своей семье и самой себе. Флобер, несмотря на хрестоматийно известную фразу «Мадам Бовари – это я!», пишет свой роман как жёсткую и суровую отповедь всем мечтателям, идеалистам и прочим воздушным созданиям, привыкшим в литературе видеть норку, где тебя не достанет реальный мир с его проблемами и сложностями. Его героиня сама по себе напоминает роман: она мила, галантна, интересна, явно ярче и притягательнее всех окружающих её людей; она умеет развлечь, обольстить, взбудоражить воображение.

Герой, возможно, впервые в истории литературы, делает сакральным светский текст, он молится на рыцарский роман, образ рыцаря отождествляя с образом идеала, Бога на земле.

Но весь её образ, то, что она показывает другим не содержит ни единого слова правды, всё выдумано, иллюзорно, искусственно. 

Ш. Леандр. Иллюстрация к книге Госпожа Бовари Г. Флобера, 1931

Ш. Леандр. Иллюстрация к книге «Госпожа Бовари» Г. Флобера, 1931

Эмма делает то же самое, что делает каждый из нас, открывая книгу: она создаёт образ мира, приятный и близкий её нежному женскому сердцу. Она (и читатель), закрыв женский галантный роман (или модный современный текст), чувствует себя обманутым: всё совершенно не так, как обещали! Принцев нет (смысла жизни тоже), люди озлоблены и глупы (никто не обещает тебе, что жизнь твоя пройдёт не зря, что ты не превратишься в пугающего полупрозрачного, совершенно ненужного чеховского героя, сидящего в потёртом кресле в сумерках старого дома), на роскошь и красоту банально и унизительно нет денег (это у Эммы и читателя удручающе общая проблема). И тогда есть только два выхода из приносящей боль и страдание ситуации: или забыть всё, что только что прочитал, стать законченным реалистом, отказаться от мечты и веры во все возможные лучшие исходы, либо начать жить так, чтобы идеальный мир, который открылся тебе по ту сторону обложки, сделать реальным, воплотить его в жизнь.

Эмма начинает жить так, будто денег у неё непозволительно много – это, само собой, не правда. В собственной голове она – светская дама, на самом деле – мещанка, скучноватая, ослеплённая эмоциями и потому не слишком умная. Её грубые и лживые любовники – тонкие и чувственные возлюбленные, похоть и страсть – возвышенная и неземная любовь. В качестве побуждающих к действию причин отныне выступают не реальные факты, а факты сознания, её личные, только ей известные истины, миру непонятные и чуждые.

Когда один винтик системы вдруг начинает выпадать из общего хода работы, вся масса механизма обрушивает свой вес на него – потому что тот потерял ритм, сбился с накатанного пути. Винтик ломается – Эмма умирает – читатель путает реальность и вымысел и, по большому счёту, с каждой новой прочитанной книгой приближает себя к смерти.

Что в этой ситуации позволяет нам говорить о ней спокойно? Очевидно, то же, что заставило Флобера написать о пошлой, развратной, эгоистичной Эмме целый (и эстетически восхитительный!) роман: осознание, что новая дорога в нашем обжитом и доведённом до автоматизма мире означает развитие, расширение наших скудных интеллектуальных и мировоззренческих рамок. Дома всегда безопасно, на улице всегда рискуешь. Но новые лица дома не встретить, и слава богу. Развитие предполагает опасность, но оно всегда оправдано. Для Эммы единственным путём развития было прожить всё то, о чём она мечтала за юношеским чтением. Так она и поступила.

 

Смерть читателя: случай Сергея Петровича

Если уважаемый читатель (не тот несчастный, о котором мы пишем, а тот счастливец, который читает нас) ещё не встречался с «Рассказом о Сергее Петровиче» (1900) Леонида Андреева, настоятельно рекомендуем это исправить. История печального, не слишком умного и совсем не талантливого студента, всегда знавшего о своей обывательской натуре и вдруг прочитавшего «Так говорил Заратустра», потрясает воображении и терзает сердце. Сергей Петрович начал переводить текст с немецкого, получалось плохо, смысл ускользал, заставить себя регулярно и тяжело работать было сложно, но главную мысль он ухватил: если жизнь не удаётся тебе, то удастся смерть.

Л. Н. Андреев на фоне своей картины, сюжет которой навеян копиями офортов Ф. Гойи. Ваммельсуу. 1910-е гг.

Л. Н. Андреев на фоне своей картины, сюжет которой навеян копиями офортов Ф. Гойи. Ваммельсуу. 1910-е гг.

Винтик ломается – Эмма умирает – читатель путает реальность и вымысел и, по большому счёту, с каждой новой прочитанной книгой приближает себя к смерти.

Дочитывать после такого необязательно. Философия и поэтика Фридриха Ницше становится тем идеалом, до которого не дотягивает и никогда не дотянет Сергей Петрович. Осознание острого несоответствия реальности и идеала приводит героя к простой мысли: нужно уничтожить то, что несовершенно. Если ты не сверхчеловек, ты не должен быть человеком. Герой, впечатлённый и убеждённый этой новой истиной, убивает себя, подчиняет свою судьбу диктату художественного текста. В отличие от героя Сервантеса или Флобера, он делает это нарочито осознанно, хоть в этом финальном жесте подражая своему кумиру – сверхчеловеку.

Андреев не без злой иронии рассказывает историю своего героя, насмехается над ним. Но в андреевской прозе, контрастной и лаконичной, наиболее ярко видно то сопоставление, которое мы встречали в двух предыдущих примерах: в реальности идеал невозможен, жизнь всегда неподконтрольна, разнородна, вариативна – именно поэтому она и является жизнью. Литература (а повесть о Заратустре для героя и философия, и литература одновременно), раскрывая перед читателем возможность существования истины, не несёт ответственности за то, что эта истина в мире невозможна. Леонид Андреев, усмехаясь над глупостью и безвольностью несчастного Сергея Петровича, убивал не только нас с вами, доверяющих каждому встречному книжному пророку, но и самого себя – до конца жизни не сумевшего избавиться от морока литературы.

 

Техника безопасности

Если художественное творчество так опасно, то как быть с чтением и с читателями? Запретить? Уничтожить книги? Проводить качественный цензурный отбор, отсеивающий дионисийских философов и излишний романтический флёр? Не совсем. Действительно, литература, претворяясь улучшенной версией действительности, рушит вашу способность контактировать с реальностью, сбивает ваши компасы и ориентиры, заводит в леса и болота вопросов без ответа, возвратиться из которых сложно или иногда невозможно в принципе. 

 

Она – пограничная зона, в которой ещё можно найти сокровища – на территории обжитых и банальных смыслов всё уже расхитили. Литература – прививка; она травит вас вирусом, и да, вы можете умереть, но, если выживите, станете сильнее.

Наконец, литература заставляет нас собственными страданием и гибелью говорить миру о его несовершенстве. Читатель есть боль мира, сигнализирующая о том, что где-то разлад и разлом. Литература – точный диагност и весьма неплохой лекарь. Она придаёт смерти смысл, а придание смысла, возможно, единственное, что мы можем сделать с собственным бытием. Поэтому смертературы не стоит бояться – опасность стимулирует организм, разогревает нервы, щекочет эмоции и помогает расти. Ещё древние поняли, что смерть старого необходима для существования нового. Открывая книгу, готовьтесь умереть, но помните, что рождаться заново тоже обязательно придётся. ■

Елена Чебанная

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?