И в самом конце, 22 июня 1941 года, мы слышим только звук сирены, но самого объявления еще нет.
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
Г. Юзефович в рецензии утверждает, что «Июнь» — лучшее из написанного Быковым со времен «Пастернака» и определенно самый совершенный его художественный текст — самый продуманный и выстроенный, виртуозно сочетающий в себе сюжетность с поэтичностью, а легкость — с драматизмом и пугающей глубиной».
В первой части мы видим Мишу Гвирцмана, уже исключенного из ИФЛИ студента и поэта. Конфликт возник на ровном месте. На студенческой вечеринке он заигрывал (и слегка заигрался) с Валей. А Валя слишком дорожила своим статусом невесты героя (и, естественно, героини) и жертвы войны, поэтому донесла, что Гвирцман пытался ее изнасиловать. Символично, что «от живого Тузеева (жених – прим. автора) она ушла бы наверняка, а мертвый он стиснул ее намертво». Умирает ее представление о дозволенном, и она ломает судьбу вполне еще живого и талантливого Миши. Но об этом чуть ниже.
А пока Миша шатается по сентябрьским Сокольникам, потому что дома было невыносимо. Осенний парк наполняется планами коварной мести оклеветавшим его сокурсникам и, главное, Вале, девушке, которая обвинила его в попытке изнасилования. Его возмущает, что все знали, что ничего не было, но никто не сказали ни слова в его защиту. Сразу поднимается тема конфликта и войны.
Миша противостоит коллективу (и Быков подчеркивает это противостояние сравнением с романтиками – Байроном, Гете), а за стенами института бушует финская война. Конфликт здесь рассматривается как возможность вырасти. Быков цитирует советскую парадигму пролетарского, трудового и практического, так сказать, творчества.
Продвигает эту парадигму Тузеев, тот самый погибший герой, в фамилии которого перекликаются Туз и Тузик. И пока еще война не кажется чем-то неизбежным и катастрофическим. С нее возвращаются чаще, чем нет. Но автор уже с позиции современного человека говорит о бессмысленности войны: «А в марте погиб Тузеев, и в тот же день погиб Робштейн, пытавшийся его, уже мертвого, вытащить из-под обстрела. Погиб совершенно ни за что, просто чтобы бросить себя а неведомую чашу, которая вдруг перевесит – и тогда все поймут, что хватит». Но, конечно, никто ничего не понял, а если и понял, то не обратил внимания.
«Война началась внезапно, как все очевидно неизбежные вещи: не может же быть, чтобы простые правила так наглядно сбывались?» - это про флэшбек перед Финской войной, но читатель уже прекрасно понимает, что речь идет и о Второй Мировой, которая уже грозовой тучей висит над персонажами.
И неслучайно из цветущих Сокольников Миша отправляется, по сути в Ад – Боткинскую больницу, куда его по знакомству устраивает отец. Там и происходит его встреча с Валей, на этот раз вполне телесная и осязаемая, но обоим героям тошно и противно. Это скорее месть, желание уничтожить друг друга. Больница полна неприятных людей, и сам Миша, в общем, не ангел. Он ведет Валю на «экскурсию»: «Он сделал ей полную экскурсию – по всем тем местам, которые поначалу так впечатлили его; идея была – показать весь тот ад, в который он из-за нее ввергнут». Он соглашается на больницу как на меньшее из зол, но при этом смотрит на всех со стороны и даже свысока. Этот его опыт он пытается переработать в роман в лучших традициях соцреализма, но не получается. Миша для этого слишком индивидуалист, слишком хорошо думает о себе, и слишком плохо – об окружающих. Но при этом он сталкивается со смертью.
И в самом конце, 22 июня 1941 года, мы слышим только звук сирены, но самого объявления еще нет.
В противоположность больнице в Мишиной жизни возникает театр и Лия, приехавшая из Германии. Она по-настоящему другая, отличается от всей театральной братии необыкновенной красотой и чистотой, прямотой. Лия – полная противоположность Вали. «И почти со всеми она говорила как с детьми, не снисходительно, а скорей сострадательно и очень серьезно. У нее были ямочки на щеках, тонкие пальцы, и все в ней было невыносимо, невыразимо изящно, и Миша всегда понимал, что приблизиться к такой девушке ему не дано». При этом ощущение собственной деклассированности придает ему наглости, поэтому они с Лией начинают дружить. В театре ставят пьесу про созидание и торжество коммунизма в тайге. Поначалу Миша радостно воспринимает студию как возможность сблизиться с Лией. И именно в это время возникает один из самых лирических отрывков о Москве. На дворе уже декабрь, вся грязь засыпана первым чистым снегом. «Всякий город создан для своего тайного заветного действия, и Москва — по крайней мере та, какой она была в том декабре, — казалась устроенной для ночного возвращения с репетиций одинокого медбрата, влюбленного одновременно в ангела и демона, причем демон был немного ангелическим, а ангел — демоническим, или так: ангел — немного падшим, а демон — немного взлетевшим; вот такая сложная, витиеватая цель — но ведь и сам город сложен и витиеват, изгрызен переулками, кротовьими норами, внезапными выходами из одного пространства в другое.
Миша шел пешком с Герцена на свои Чистые пруды под крупными снежными звездами, город был тих, снег глушил все, даже трамваи Бульварного кольца лязгали вполголоса.
Петербург, положим, хорош для неусыпных трудов и судорожных пиров Петра, для экзекуций и рекреаций, для корабельного строительства на плоских берегах и восстаний на обширных площадях; Москва нехороша для восстаний, они в ней обычно не удаются, а для трудов тесна и суетлива. Москва вся как бы кругами расходится после чего-то главного; камень брошен, и пошли круги — Бульварное, Садовое, Окружная железная дорога… Вся Москва расходится кругами — с пьянки, гулянки, репетиции. Репетиции длятся вечно, от слова репетэ; спектакль никогда не состоится, главное — расходиться. В Москве хорошо поздними вечерами возвращаться из школы, с заседаний непременно авиамодельного кружка, хотя хорош бывает и кружок мягкой игрушки. Хорошо идти с репетиций, долго провожать друг друга, прощаться в подъезде, целоваться, возвращаться, терять варежки. Москва создана для молодых людей, еще не перешедших окончательной черты ни в чем — ни в изгойстве, ни даже в любви; переходить эту последнюю черту в Москве всегда негде».
И своих героев Быков не заводит за последнюю черту, но аккуратно подводит к ней. Миша Гвирцман призван, но в последний миг освобожден, Валя не беременеет, хотя подозрение было. Лия отказывает встречаться с Мишей, потому что чувствует в нем торжество пошлости и злобы. И в самом конце, 22 июня 1941 года, мы слышим только звук сирены, но самого объявления еще нет.
В первой части Быков рисует всю Москву благодаря свободе Гвирцмана. Во второй же части, где главный герой – журналист одной из литературных газет Борис Гордон, действие мечется по кругу: работа – любовница – жена. Сама часть заметно меньше, как будто вместе с сюжетом сжимается и сам город. Да, упоминаются поездки в Туркменистан, Крым, Гомель, но все это – воспоминания. Шуретта чем-то похожа на Валю, хотя намного умнее и благороднее, а Аля – аналог Лии. Она, правда, не из Германии, а из Франции, даже из Парижа, но именно этот поживший мужчина становится ее первой любовью.
От широкой, светлой и разной Москвы мы вместе с героями проходим сквозь ожидание ада, которое постепенно сводит с ума и сужает угол зрения.
Аля пытается писать об СССР для французской аудитории, но ее арестовывают за шпионаж, и с этого момента вся жизнь Бориса сосредотачивается на ее спасении и помощи ее семье - возвращенцам. Сама же Аля в колонии теряет искорку жизни, человеческий облик, как и многие другие заключенные. Зима уже не чистая, белая, декабрьская, а ледяной ад, вымораживающий все человеческое.
Москва в этой части сначала подается сквозь призму взглядов Гордона и Али, влюбленных друг в друга поэтично и беззаветно. «Зато Парк Культуры стал для них вторым домом – «Летний сад мой огород». Боря и не думал, что получилось такое отличное место. Ключевое слово там было «свежесть». Там, где купальни, и бумагопрядильни, и широчайшие зеленые сады….
Откуда он знал эти стихи? Голова была битком набита цитатами, происхождение их стерлось. Стихи были алогичные, но совершенно точные: вода на булавках, и воздух нежнее лягушиной кожи воздушных шаров … и когда он вспоминал это их первое лето – ему только и помнилось: на Москве-реке есть светоговорильня с гребешками отдыха, культуры, и воды…». Но по мере нарастания напряжения меняется и город. Когда приезжает Алина семья, их селят в «странно-унифицированном дачном поселке». Это уже не свободная-летняя Москва, а суровые ограничения, которые в пределе превратятся в террор и репрессии. Примечательно, что после Алиного арреста Москва словно бы перестает существовать в тексте, а Гордон занят только возможностью встретиться с Алей.
И, наконец, третья самая маленькая и самая насыщенная часть. В ней всего один главный герой, Игнатий Крастышевский, коллега Гордона из второй части. Он воплощает собой чудаковатого профессора, который верит, что с помощью ритмических паттернов в тексте можно влиять на сознание. Пространство третьей части сведено к квартире Крастышевского. Сюжетно необходимость запереть Игнатия в четырех стенах объясняется клаустрофобией, но понятно, что это – логическое продолжение сужения первых двух частей. От широкой, светлой и разной Москвы мы вместе с героями проходим сквозь ожидание ада, которое постепенно сводит с ума и сужает угол зрения. Интересны и литературные параллели: если Мишу сравнивали с романтиками, то Крастышевский соединяет в себе Фауста и Блума из «Улисса» Джойса. Война с ее окопами и порядком представляется Игнатию апофеозом клаустрофобии, поэтому войны он хочет избежать. И пытается предотвратить войну он единственным известным ему способом – текстом. Причем к тексту он подходит формально и структуралистски: главное – форма, содержание неважно, и «придавать ему значение могли только в доформальную эпоху». Союз с немцами он сначала воспринимает как личное поражение, потом смиряется с ним, думая, что это поможет избежать войны. Но когда началась война с Польшей, он снова вернулся к своим антифашистским штудиям.
В итоге Крастышевский, конечно же, сходит с ума, и безумие подчеркивается стенами в формулах, которые окольцовывают, опутывают и сковывают несчастного профессора.
Нет Москвы и в эпилоге. Заканчивает Быков свой роман в деревне. Леня, сквозной, но второстепенный персонаж, едет с семьей на выходные в гости на дачу. В начале мы видим радость ребенка, собирающего грибы и ягоды, чувствуем свежий воздух и раздолье. Но когда приходит пора вернуться к цивилизации, герои, и мы вместе с ними, слышим бодрую военную музыку и видим внезапно посеревшие лица.
Из города война прорывается повсюду, чтобы смести привычный жизненный уклад на несколько лет вперед.
Быков использует пространство Москвы, чтобы показать и подчеркнуть развитие сюжета. От спокойной, даже почти раздольной жизни в большом городе повествование переходит к треволнениям предвоенной эпохи, когда атмосфера борьбы и подозрительности искуственно накаляется, и когда люди становятся все более и более одинокими. Начинается все с морального отдаления, а заканчивается физическим одиночеством и сумасшествием в пределах одной отдельно взятой квартиры. ■
Мария Дубкова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER