Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯКомедия

Комедия - это один из тех жанров, говорить о которых достаточно сложно, так как он стоит у самых истоков драматургии и на протяжении истории бесконечно видоизменялся под влиянием театральной и литературной моды. Тем не менее, сегодня мы попытаемся по возможности описать все варианты этого богатого и многообразного жанра.

Род литературы: драма

Место появления: древнегреческие полисы

Время появления: середина I тыс. до н. э.

Канон: строгий (сильно менялся с течением времени)

Распространение: европейские литературы

Особенности: жанр до сих пор используется для создания новых произведений

Истоки: античность

Комедия как жанр появилась в Древней Греции из жанра хвалебной песни праздника в честь Дионисия, о чем говорит сама этимология слова. С учетом определенной театральности, с которой исполнялись религиозные хвалебные песни, этот жанр достаточно быстро перешел в драматический. Уже Аристотель определял комедию как “воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение”. Это говорит нам о том, что древнегреческая комедия уже имела многие черты современной комедии: юмор, сатира, низкий регистр повествования и так далее. Произведения самого известного древнегреческого комедиографа Аристофана содержат комические элементы, определившие развитие этого жанра на несколько веков вперед: система амплуа (старик, хвастливый воин и т. д.), стандартные сюжетные ходы, сниженная лексика, действующие лица преимущественно низкого социального положения. Древнеримская комедия, представленная в основном творчеством Теренция и Плавта, мало отличается от древнегреческой комедии.

 

Возрождение: театр как ремесло

Вместе с уходом античной культуры ушло и искусство античной комедии. Период раннего Средневековья - большой провал для комедийного театра (театр в Средневековье представлен в основном представлениями на религиозную тематику с минимальным количеством комических элементов). Заново комедия рождается уже в позднем Средневековье и в начале эпохи Возрождения и берет свое начало уже из карнавального искусства. Площадные представления постепенно перерастают в настоящее ремесло - и вот перед нами Комедия дель арте, театральное искусство, зародившееся в Италии и со временем завоевавшее любовь зрителей во всей Европе.

 

Маска комического актёра рубежа IV и III вв. до н.э.

Маска комического актёра рубежа IV и III вв. до н.э.

Основы Комедии дель арте базируются на двух основных принципах: маски и импровизация. Под масками подразумеваются устойчивые персонажи, переходящие из одного представления в другое и обладающие устойчивым именем или прозвищем (Труффальдино, Панталоне, Доктор и т. д.), определенной внешностью и одеждой, устойчивым набором черт характера. Каждого персонажа на протяжении всей жизни играет один актер в труппе, поэтому неудивительно, что в какой-то момент актер начинает ассоциировать себя со своей маской. Второй принцип - импровизация - действовал таким образом: директор труппы, который был по совместительству и режиссером, и одним из актеров, и сценаристом в том числе, писал приблизительную последовательность действий в будущей пьесе, не прописывая при этом реплики - их импровизированно выдавали сами актеры уже во время выступления. 

Каждого персонажа на протяжении всей жизни играет один актер в труппе, поэтому неудивительно, что в какой-то момент актер начинает ассоциировать себя со своей маской.

Впрочем, за всю свою театральную жизнь актер накапливал такое количество шуток, анекдотов, монологов, свойственных его персонажу, что такого рода импровизация уже не составляла для него труда.

В 16-17 веках полупрофессиональные бродячие труппы заполонили всю Европу. В их репертуарах были, конечно, и трагедии, и мелодрамы, но основным - и самым любимым у зрителей - жанром была все-таки комедия. Комедия этого периода, ввиду того, что представления подготавливались на ходу и почти не репетировались, представляет собой определенный набор сюжетных и поведенческих штампов. Вот самый распространенный в эту эпоху сюжет: двое влюбленных хотят пожениться, но некоторая сила (как правило, их родители или престарелый жених девушки) мешает им, но герои, при помощи хитрых и изворотливых слуг, так или иначе приходят к счастливому финалу, где зло наказано, а два любящих сердца оказываются воссоединены. Несмотря на простоту и банальность, европейскому зрителю такой сюжет не надоедал достаточно долго.

Тем не менее, даже такой примитивный жанр не стоит на месте и постоянно развивается. Усложняются сюжеты, труппы обогащаются, обзаводятся даже собственными композиторами и драматургами, которые пишут уже полноценные сценарии. В разное время такими наемными драматургами (а иногда по совместительству и актерами) были Шекспир, Мольер и Гольдони.

 

К. Дюжарден. Представление комедии дель арте, 1657

К. Дюжарден. Представление комедии дель арте, 1657

Сам жанр претерпевает некоторые изменения, маска как вариант комического персонажа постепенно отмирает, сюжеты становятся более разветвленными и непредсказуемыми. 

Наиболее талантливые импресарио и драматурги обзаводятся собственными театрами, драматическое искусство становится развлечением для более высоких слоев общества. Мы входим в эпоху классицизма.

 

Классицизм и буржуазная комедия

Эпоха классицизма - не самое удачное время для комедии. Впрочем, уже упомянутые Мольер и Гольдони прославились именно в этот период. В ту же эпоху в России появляется жанр “высокой” комедии, отличающейся общим высоким пафосом, серьезностью поднимаемых тем (судьбы страны, просвещение и т. д.), обилием персонажей высокого регистра. Основным комическим приемом становится сатира, а цель такой комедии - не столько рассмешить или развлечь, сколько высмеять порок и наставить зрителя на путь истинный. Не забываем также про характерные для классицизма правила вроде трех единств - даже для комедии их никто не отменял. Самыми известными представителями этого жанра можно считать Грибоедова и Фонвизина.

В Европе в это время постепенно получает распространение буржуазная комедия. Являясь эволюционным продолжением комедий предыдущих веков, буржуазная комедия приобретает особую социальную ангажированность, делая акцент на вопросах, свойственных именно для этого социального класса и хорошо раскрывающих его быт.

19 век можно считать одним из самых успешных для искусства театра. Впрочем, комедии в этот период весьма уступают в качестве драмам и трагедиям и вырождаются преимущественно в водевили – небольшие одноактные пьесы низкого качества, предназначенные для самой непритязательной публики. Кроме того, продолжает свое существование буржуазная комедия, которая в России в середине 19 века перевоплощается  в купеческую комедию (представленную в первую очередь творчеством Александра Островского). Особенность этого жанра продиктована в первую очередь культурными особенностями московского купечества, в остальном же художественные средства слабо отличаются от представленных на Западе. 

Основным комическим приемом становится сатира, а цель такой комедии - не столько рассмешить или развлечь, сколько высмеять порок и наставить зрителя на путь истинный.

Как важно быть серьёзным

Первая театральная постановка комедии О. Уайльда «Как важно быть серьёзным», 1895. В роли Э. Монкриффа – А. Эйнсуорт, в роли Дж. Уортинга – Дж. Александр.

Проще говоря, в общем и целом жанр комедии в течение 19 века не переживает особого подъема, оставаясь все это время в тени драмы. Однако вскоре комедию ждал новый взлет, хотя уже и не в театральном воплощении.

 

20 век. Второе дыхание комедийного жанра

Великие открытия конца 19 - начала 20 века перевернули представление об искусстве и досуге. Появляется новый вид искусства - кинематограф, при мерно в тот же период возникает понятие массовой культуры. И в то время, как театр остается элитарным искусством и окончательно теряет связь с аристотелевской системой жанров, кино присваивает себе многие открытия театра и некоторые жанры, попутно создавая новые. Таким образом, комедия тоже постепенно переходит в ведомство кинематографа.

Комедия 20 века знала множество воплощений, перечислять которые, наверное, бессмысленно. Стоит лишь сказать, что комедия остается одним из самых близких народу жанров, умеющим подстраиваться под любой вкус. Вторая половина 20 века подарила нам телесериалы, а вмести с ними и жанр ситкома, актуальный по сей день. Среди последних тенденций можно назвать превалирование комедии положений над комедией характера, юмора над сатирой (сатирическая комедия становится отдельным жанром и часто находит свое воплощение в мультипликационной форме: сериалы “Симпсоны”, “Южный парк” и прочие).

Впрочем, многообразие жанра комедии в наши дни достигло своего максимума, и трудно предсказать, как он поведет себя в будущем, ждет ли нас возвращение к истокам или что-то совершенно новое. Будем лишь надеяться, что в любые времена нам всегда будет над чем посмеяться. ■

Александра Левина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?