Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Интертекст

СТАТЬЯМузыка магии

Литература в жанре фэнтези способна вдохновлять читателей на собственную творческую деятельность, которая может варьироваться от рисунков и поделок до сочинения рассказов или даже целых произведений. Одним из наиболее интересных выражений влияния фэнтези на читателя является написание музыки на основе полюбившихся книг. Давая простор для воображения и интерпретации, фэнтезийные произведения позволяют создавать многогранную, эпичную и бесконечно красивую музыку.

Явление музыки, основанной на фэнтези, представляется сложным и обширным, имеет множество проявлений и трактовок. Некоторые музыканты ограничиваются лишь упоминанием в своих композициях нескольких названий из любимых работ, кто-то - пишет отдельные песни под влиянием любимых книг, а иные - создают концептуальные альбомы, взяв за основу целые произведения или даже миры. Отдельный интерес представляют собой музыканты, полностью основывающие своё творчество на тех или иных вселенных, созданных писателями. Другим же проявлением написания фэнтезийной музыки является подготовка саундтреков для фильмов или игр по мотивам литературы. Дабы не пытаться объять необъятное, в данной статье мы рассмотрим, как отражается влияние книг в классической и современной музыке, для исполнителей которой вдохновение фэнтези является скорее одним из многих мотивов, нежели ведущим и единственным. 

 

Мифология в классической музыке.

Если заглянуть в прошлое, то мы увидим, что явление фэнтези в музыке совсем не ново и уходит своими корнями на несколько веков назад. Во многих классических музыкальных произведениях присутствуют мифологические тематики, множественные отсылки на которые можно проследить в современных работах фэнтези. 

Артур Рэкем. Сон Брунгильды, 1910. Иллюстрация к Кольцу Нибелунгов Р. Вагнера

Артур Рэкем. Сон Брунгильды, 1910. Иллюстрация к Кольцу Нибелунгов Р. Вагнера

Одним из наиболее передовых композиторов, который часто прибегал к мифологическим сюжетам в своём творчестве, был Рихард Вагнер. Его «Кольцо Нибелунга» представляет собой цикл из четырёх опер по мотивам германского эпоса «Песнь о Нибелунгах», а также исландской «Саге о Вельсунгах» и других сказаниях «Старшей Эдды». Таким образом, в произведении Вагнера присутствуют сложные сюжетные переплетения на базе одной легенды, а также схожих по тематике сказаний. Перу Вагнера также принадлежат «Тристан и Изольда», «Летучий Голландец» и «Лоэнгрин» (в основе которого лежат немецкие легенды о Короле Артуре и средневековый роман о рыцаре Лебедя). Вагнер сам писал либретто для множества своих опер и полагал, что донести моральное послание до слушателя можно лишь посредством мифологических сюжетов, в которых этот элемент развит очень сильно. Композитор считал миф выражением человечности и носителем идеи нравственного воспитания. Кроме того, в своих операх Вагнер стремился совместить драматизм классической музыки и эпичность мифологического текста. С подобным подходом опера, которая сама по себе не является развлекательным жанром, получила в трактовке Вагнера особое исполнение – театрализованное, драматичное и очень насыщенное.

В меньшей степени мифологические мотивы присутствуют в произведениях других композиторов. В репертуаре Кристофа Глюка есть опера «Орфей и Эвридика», написанная по сюжету греческого мифа об Орфее. В угоду драматизму многие детали из мифа в опере были опущены, поэтому она не отягощена деталями и действием. Однако это с лихвой восполняется хоровыми и балетными вставками, а также величием и красотой исполнения. А карело-финский эпос «Калевала» получил отражение в балете «Сампо» авторства Гельмера Синисало. Эпос «Калевала» был записан Элиасом Лённротом в XIX веке и не всегда объединён единой сюжетной линией. События «Калевалы» весьма разнообразны, но этот памятник является одним из важнейших в карело-финском фольклоре, поэтому попытка переложить его на музыку поистине ценна.

Композитор считал миф выражением человечности и носителем идеи нравственного воспитания.

Фэнтези в современной музыке

Драматизм и театрализованная атмосфера классической музыки и её связи с мифологическими мотивами перетекли в современную музыку.

 

М. К. Чюрлёнис. Королевская сказка, 1904-1905.

М. К. Чюрлёнис. Королевская сказка, 1904-1905

В творчестве многих групп сегодня можно найти упоминания разных вымышленных миров и персонажей. Как правило группы, вдохновлённые подобными произведениями, исполняют тяжёлую музыку: это почти всегда метал или рок и их наиболее сложные, инструментально насыщенные ответвления (к примеру арт-рок, прогрессивный рок или симфонический метал), которые отличает замысловатость структур, многослойность аранжировок, серьёзный подход и помпезность мелодий. В такой музыке всегда присутствуют театрализованность, драматизм и инакость. Для начала давайте попробуем разобраться во взаимосвязи фэнтези и тяжёлой музыки.

Как фэнтези, так и тяжёлая музыка зачастую привлекают людей, которые, что называется, отличаются от других, и различия эти проявляются во всём – в образе жизни, мыслей, стиле в одежде, интересах, мировоззрении. Следовательно, как тяжёлая музыка с изысканными, сложными аранжировками, так и фэнтези литература, действие которой разворачивается зачастую в других мирах, всегда будут уделом круга лиц с хорошим воображением и желанием открывать для себя новые горизонты. Поэтому неудивительно, что многие авторы фэнтези увлекаются тяжёлой музыкой, а музыканты, играющие метал, сочиняют свои собственные литературные произведения и даже пишут на их основе альбомы.

В современной музыке влияния литературы фэнтези проявляются по-разному. Самые поверхностные из них видны в заимствовании названий книг или отдельных глав, мест или имён персонажей для называния групп, альбомов или песен. К примеру, уже давно не существующая британская группа Mirkwood не имеет ничего общего с творчеством Дж. Р. Р. Толкина и тёмным лесом в Средиземье, а арт-рокеры Marillion начинали как Silmarillion, но изменили название из-за возможных проблем с авторским правом. Хоть их музыка и отличается красотой и утончённостью, толкиновские тематики в творчестве Marillion отсутствуют. Esben and the Witch получили своё название от одноимённой датской сказки, сравнимой по мрачности с творчеством музыкантов, а в имени группы Silverchair угадывается аллюзия к книге К. С. Льюиса. В данных случаях упоминания фэнтези в творчестве групп либо редки, либо отсутствуют вовсе.

В другом, более частотном, случае музыканты используют точечные отсылки к фэнтезийной тематике в отдельных песнях, разбросанных по разным альбомам. Нужно хорошенько прислушаться, чтобы угадать знакомые сюжеты в песнях, но как только вы их найдёте, восприниматься эти композиции будут уже совсем иначе.

Одними из любителей вкраплений фэнтезийной тематики в музыку являются Led Zeppelin, чьи песни «Ramble On», «Misty Mountain Hop» и «The Battle of Evermore» содержат отсылки к книгам Дж. Р. Р. Толкина. В этих песнях вы встретите и Кольцепризраков, и Мордор, и даже Голлума. Роберт Плант является огромным поклонником творчества Профессора, поэтому не упускал возможности упомянуть любимые произведения в песнях Led Zeppelin. Финны Nightwish также часто отдавали дань фэнтези в своих песнях. К примеру в композициях «Wishmaster», «Elvenpath» и «Fantasmic» можно найти аллюзии к «Властелину Колец» и «Саге о копье». Интересно, что во многих случаях эти две совершенно разные вселенные переплетаются в одной песне, и слушатель оказывается в двух мирах одновременно.

 

Нужно хорошенько прислушаться, чтобы угадать знакомые сюжеты в песнях, но как только вы их найдёте, восприниматься эти композиции будут уже совсем иначе.

Композиция The Sword «To Take the Black» недвусмысленно намекает на «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина и Ночной Дозор, охраняющий Семь Королевств от угрозы с севера. А композиция Jefferson Airplane «White Rabbit» - это прекрасная дань Льюису Кэрроллу и его «Алисе в Стране Чудес».

Однако более захватывающим и редким явлением являются концептуальные альбомы, полностью основанные на отдельно взятых произведениях. Подобных сокровищ не так много, как отдельных песен, замешанных на влияниях фэнтези, но эти альбомы стоят того, чтобы открыть их для себя. Это пластинки, которые не занимают верхние строчки в чартах и довольно часто поклонники групп не считают их лучшими в дискографиях музыкантов, но особая атмосфера, рождённая из переложения увлекательных сказаний на филигранно очерченные мелодии, не может не очаровывать.

 

Джон Коулхарт. Обложка альбома The Chronicle of the Black Sword группы Hawkswind, 1985

Джон Коулхарт. Обложка альбома The Chronicle of the Black Sword группы Hawkswind, 1985

Одним из интереснейших примеров записи концептуального альбома по фэнтези является «The Chronicle of the Black Sword» группы Hawkwind. Эта пластинка основана на персонаже Элрика, который регулярно появляется в книгах писателя Майкла Муркока. Его цикл книг об Элрике относится к героическому фэнтези и отличается интересной трактовкой главного героя, который не является положительным персонажем в привычном смысле этого слова. Майкл Муркок сам увлекался музыкой, играл в андеграундных группах родной Великобритании и принимал активное участие в творчестве Hawkwind. Он не только вдохновлял музыкантов своими книгами, но и написал некоторые из текстов песен Hawkwind, а также выступал с музыкантами на концертах. 

Композиции на «The Chronicle of the Black Sword» не связаны единым повествованием, но все касаются приключений Элрика. Исключение составляет лишь «Needlegun», которая повествует о другом персонаже книг Муркока – Джерри Корнелиусе. Обращаясь в своих песнях к характеру Элрика, Hawkwind показывают персонажа сложного, но интересного и заслуживающего внимания. Альбом «The Chronicle of the Black Sword» сильно выделяется на фоне других работ Hawkwind и может показаться некой адаптацией к стилю произведения, на основе которого он был написан. Мелодичная, но тяжёлая музыка полна неоднородностей и красивых, неожиданных переходов от лиричности к мощным партиям, задавая интенсивный темп повествования и приглашая в интереснейшее путешествие вместе с Элриком.

Другим – уже вошедшим в историю – примером концептуального альбома является «Nightfall in Middle-Earth» Blind Guardian. Музыканты не раз использовали фэнтезийные литературные отсылки в своих композициях, но вышеупомянутый альбом – это, по сути, пересказ «Сильмариллиона» Дж. Р. Р. Толкина. «Nightfall in Middle-Earth» даже называют первой рок-оперой по «Сильмариллиону». Как и Hawkwind, прежде, чем записать целый альбом на основе одной книги, Blind Guardian пробовали себя в отдельных песнях, написанных под влиянием различных произведений. 

 

Концерт группы Blind Guardian, 2009

Концерт группы Blind Guardian, 2009

Вот что сказал о дани «Сильмариллиону» вокалист и композитор Blind Guardian Ханси Кюрш: «На «Nightfall» мы осмелились посвятить целый альбом Маэстро Толкину. Лично я очень горжусь этим релизом. Он хорошо обыгрывает историю. 

Араниарт. Эльфы покидают Средиземье. Источник: araniart.deviantart.com/art/Elves-leave-Middle-Earth-198914290

Я уверен, что в будущем, если песня того потребует, мы продолжим исполнять тексты, вдохновлённые Фродо, Маглором или Олорином или же тем персонажем, кто будет ближе нам по духу во время рождения композиции. В конце концов, что бы люди ни думали о наших песнях, они не должны забывать, что с помощью нашей музыки мы всегда стараемся выразить почтение миру Толкина, а не запятнать его»*

Пластинка вышла в 1998 году и сразу привлекла к себе внимание смесью драматизма и мелодичности, а также интересной трактовкой литературного мифа на музыкальный лад. Перемежая между собой стихи, прозу и песни с великолепным вокалом Кюрша, Blind Guardian прекрасно передают трагизм, напряжённость и насыщенность книги. Здесь и разговор Моргота и Саурона в конце Войны Гнева, и пленение Маэдроса, и видение о Гондолине, которое Тургону явил Улмо. Эпичность альбома зашкаливает, потрясает и берёт за душу, представляет знакомые истории в новом свете. Пропуская «Сильмариллион» через призму собственного видения, Blind Guardian великолепно обрамляют в музыку одно из лучших и сложнейших произведений фэнтези. Писать музыку по мотивам литературы фэнтези – задача непростая и требующая особого внимания. Если исполнитель пользуется знакомыми многим названиями и именами лишь для того, чтобы привлечь новую аудиторию, слушатель сразу почувствует фальшь и вряд ли воспримет альбом всерьёз. 

Но если музыканты по-настоящему любят мир, о котором поют, и хорошо понимают его, то литературные произведения заиграют новыми красками в обрамлении мощных гитар или дивных скрипок. Давая простор для фантазии и воображения, литература фэнтези дарит музыкантам творческую свободу и возможность создать своё собственное музыкальное произведение. Для слушателей же – это хороший шанс насладиться превосходной музыкой и взглянуть на уже знакомые книги с совершенно иной стороны. ■

Ольга Поломошнова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Так называют Дж. Р. Р. Толкина его поклонники, отсылая к его работе в Оксфордском университете, где он занимал должность профессора и преподавал древнеанглийский язык.

Оригинал: blindguardian.fisek.com.tr