Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯКартография воображения: истоки и эстетика

Что такое географическая карта? Это лишь четкая топография местности на основе понятий широты и долготы, или ее можно воспринимать как произведение искусства и эстетически восхищаться ей? Что такое карты к мирам художественного вымысла и зачем они нужны? Надеюсь, данная статья поможет ответить на поставленные вопросы.

“I wisely started with a map, and made the story fit” (J.R.R. Tolkien to Naomi Mitchison, 25 April 1954)

Исторический очерк

Такой объект как географическая карта существовал в нашем мире с древнейших времен (можно вспомнить хотя бы несохранившуюся в первоначальном виде карту мира Птолемея, источники Пейтингеровой таблицы или Мадабскую мозаичную напольную карту, где каждое отдельное изображение имело сакральное значение, не говоря о мельчайших деталях в изображении городов, расположенных на карте). Символика играла в таких картах первостепенную роль и часто была намного важнее точности передачи конкретной местности.

Пика художественной ценности подобные карты достигли в Средние века и эпоху Возрождения. Здесь мы остановимся на конкретных примерах.

Эбсторфская карта – крупнейшая из средневековых ныне известных карт мира. Содержание карты многим обязано римским классикам, раннехристианским писателям, а также главному источнику – библии. Умберто Эко в своей книге «Искусство и красота в Средневековой Эстетике» так писал про мировоззрение обычного человека в Средние века: «Он жил в природе, которая постоянно говорила на геральдическом языке, где лев был не просто львом, орех – не просто орехом, а гиппогриф был столь же реален, как и лев, ибо также соотносился с некоей высшей истиной, пусть и не слишком явной в повседневной жизни». Поэтому, наряду с известными нам городами, на Эбсторфской карте можно увидеть Вавилонскую башню, а также существо, напоминающее по всем внешним признакам грифона или гиппогрифа.  Кроме того, на данной карте целый мир представлен как тело Господа – в верхней части мы видим его лицо, в нижней – стопы, а по бокам – руки. В самом же центре находится Иерусалим. По похожему принципу строится и другая известная географическая карта приблизительно того же времени – Херефордская. Подобные карты были обособленными произведениями искусства, представлявшими мир целиком – пытавшимися объять необъятное. Они не могли претендовать на точность, но давали энциклопедическое представление о мире.

Эбсторфская карта (XIII век)

Эбсторфская карта (XIII век)

В эпоху Возрождения о себе дали знать карты другого типа: карты, в которых точность играла уже куда более важную роль, нежели раньше. Причиной тому послужили великие географические открытия. Так в 1570 году в Антверпене в свет вышел первый в мире географический атлас, состоящий из 70 карт. Его автором был картограф Ортелий Абрахам. Поскольку нам наиболее интересно, чем такие карты повлияли на карты жанра фэнтези, то здесь необходимо выделить такие два аспекта, как изображение кораблей, а также изысканный вариант написания различных названий. Иными словами, то, что мы сейчас называем «шрифтом», играло на этих картах не последнюю роль, и даже часть наименований для наглядности была представлена в виде развернутых свитков.

Херефордская карта (рубеж XIII-XIV веков)

Херефордская карта (рубеж XIII-XIV веков)

Ортелий Абрахам - карта Африки (1570)

Ортелий Абрахам - карта Африки (1570)

Нельзя забывать, что созданием географических карт увлекались также и многие, в том числе знаменитые, художники. Одним из них был Леонардо да Винчи, чье имя не нуждается в пояснениях. Художественные достоинства его карт, посвященных различным территориям апеннинского полуострова, выражаются в создании различных оттенков охристого цвета для отображения светотеневых моделировок на холмистых местностях.

Символика играла в таких картах первостепенную роль и часто была намного важнее точности передачи конкретной местности.

Результат – карта, напоминающая ландшафт с высоты птичьего полета, где единственное, что отличает его от жанра пейзажа – отсутствие перспективы.

Леонардо да Винчи - Часть области Тоскана (около 1503-1504)

Леонардо да Винчи - Часть области Тоскана (около 1503-1504)

Кроме Леонардо, картами увлекались многие другие художники и графики, и среди них – Жак Калло. Популярный сюжет, связанный с осадой города Бреды в южных Нидерландах послужил основой для одной из графических работ мастера. Однако это был не простой рисунок, а самая настоящая карта местности с плавным переходом в сюжетное изображение. Такие карты-планы с уходом в сюжет тоже послужили источниками к географическим картам фэнтези.

Более того,  географические карты создаются не только как отдельные карты мира, атласы или гравюры, но и довольно часто используются в монументальном искусстве, например, в качестве фресок на стенах дворцов. Ярким примером является Галерея Географических Карт Ватикана, где ключевая идея – возможность Папы римского прогуляться по обширным владениям Италии, не выходя из собственного дворца. Художественные достоинства этих карт невероятны, они насыщены разнообразными оттенками, рисунками и изящно обрамленными пояснениями. 

Жак Калло - Осада Бреды (1626-1628)

Жак Калло - Осада Бреды (1626-1628)

Для работы над ними в Ватикан были приглашены мастера из разных уголков Италии – Джироламо Муциано, Чезаре Неббиа, два брата-фламандца Матеус и Пауль Бриль – все они были известными пейзажистами того времени. Отвечал за весь проект космограф, историк и математик Игнацио Данти. 

На этих картах, в числе прочего, изображались события разных периодов насыщенной историей территории – тот же принцип стал активно использоваться в картах к жанру фэнтези.

Игнатио Данти. Forum Iulii (Область, включающая Венецию, Фриули и Истрию), XVI век

Игнатио Данти. Forum Iulii (Область, включающая Венецию, Фриули и Истрию), XVI век

Интересно, что воображения у художников того времени также хватало и на фантастические карты – все мы знаем карту ада Боттичелли, на которой в виде своеобразной воронки представлено все девять кругов преисподней.

Сандро Боттичелли - Бездна Ада (1480)

Сандро Боттичелли - Бездна Ада (1480)

Время от времени в разных странах и разные времена появлялись карты мифических стран, таких как Атлантида или Гиперборея, а изображения морских чудовищ самого ужасающего вида и размера были популярны повсеместно. Таких примеров можно привести не один десяток, но представление о картах прошлого вы уже получили. Перейдем же к главному вопросу статьи.

 

Картографы воображения

В XX веке, с появлением жанра фэнтези, возникла потребность в создании своеобразных карт-ориентиров для читателя, - например, чтобы читатель понимал, какое расстояние пришлось пройти Фродо, чтобы достигнуть Роковой горы. Таким образом, буквально каждый второй писатель, чей мир находился за пределами нашей реальности, старался дать первое представление о нем путем создания географической карты, которая, по существу, и являлась путеводителем. 

Наиболее знакомые глазу читателя названия, такие как Конан-варвар, Хроники Нарнии и Властелин колец не были упущены из виду картографами воображения.

Карта Хайборийской эры. Автор Jack Cook (с сайта Maps of the Hyborian Age)

Карта Хайборийской эры. Автор Jack Cook (с сайта Maps of the Hyborian Age). Источник: hyboria.xoth.net

Произведения Роберта Говарда намекают на тот факт, что происшедшее в них имело место в нашем мире, только задолго до событий древности, в первую очередь на территории Европы. На этот факт намекает не только ландшафт, но и названия, такие как Асгард (на севере), Кхитай (на востоке) или Иранистан (на юге), не говоря уже об упоминаемой в произведениях легендарной стране Гиперборея. Интересный подход представили Миллер и Кларк, создатели одной из карт к этому миру (они наложили карту современной Европы на карту Хайборийской эры (в которую якобы жил Конан) – в итоге получился результат, схожий с настоящим исследованием. Из простых, но эстетически приятных версий следует назвать карту авторства Джека Кука, в левом нижнем углу которой уютно расположилось изображение морского чудовища, жаждущего утащить корабль в морскую пучину. Это изображение напоминает схожие рисунки из атласа Ортелия Абрахама.

Карта, показывающая мир Хайбории, наложенный на современную Европу. Авторы Miller and Clark (с сайта Maps of the Hyborian Age)

Карта, показывающая мир Хайбории, наложенный на современную Европу. Авторы Miller and Clark (с сайта Maps of the Hyborian Age). Источник: hyboria.xoth.net

 

Таким образом, буквально каждый второй писатель, чей мир находился за пределами нашей реальности, старался дать первое представление о нем путем создания географической карты, которая, по существу, и являлась путеводителем.

Паулина Бэйнс - карта Нарнии

Паулина Бэйнс - карта Нарнии. Источник: paulinebaynes.com

Взглянув на Хроники Нарнии, как, впрочем, и на Властелина колец, первый художник, чье имя приходит на ум в связи с картографическими находками – Паулина Бэйнс. Ее талант сложно недооценивать – карты к обоим мирам изысканны и уникальны. Художнице удалось не просто создать карты к этим мирам на основе авторских, но и приукрасить их иллюстрациями овальной формы, каждая из которых соответствовала либо группе персонажей произведения (в карте к Хроникам Нарнии), либо своей территории Средиземья (в картах к Хоббиту и Властелину колец). Кроме таких иллюстраций на карте можно заметить и другие, наподобие тех, что создал в свое время Жак Калло – с сюжетной основой. К отдельным достоинствам этих карт следует также отнести потрясающие, специально подобранные шрифты, что на Толкиена, как на лингвиста, безусловно произвело впечатление.

Карта средиземья

Паулина Бэйнс - карта Средиземья. Источник: paulinebaynes.com

Кроме Паолины Бейнс картографию Средиземья и других частей мира Арды пытались создать многие другие иллюстраторы. 

 

Денис Гордеев - Фрагмент (левая сторона) карты к Хоббиту (издательство Миликон Сервис, Москва, 2005)

Денис Гордеев - Фрагмент (левая сторона) карты к «Хоббиту». Источник: www.denis-gordeev.livejournal.com

Среди них выделяются работы Джона Хоу и Дениса Гордеева, каждый из которых по-своему представлял себе этот мир. Первый (Джон Хоу) издал серию карт к миру Арды, где ключевую роль играла не столько сама карта, сколько ее обрамление, своеобразная рама, представлявшая собой ряд иллюстраций к миру и персонажам повествования (на такую структуру карты безусловно повлияли карты Европы XVII-XVIII веков, на которых часто в виде обрамления можно заметить города и людей, живущих на представленной территории, либо исторические события, связанные с данной областью). Второй (Денис Гордеев) видел своей ключевой задачей представление мира с высоты птичьего полета, и потому создал карту к произведению Хоббит в уникальном стиле совмещения понятий карты и живописного пейзажа. Его работа больше напоминает вид с высоты облаков или, точнее выражаясь, орлиного полета над территорией Мглистых гор, Лихолесья, Озерного города и Одинокой горы.

Джон Хоу - карта Средиземья (с сайта Настоящий хостинг картинок)

Джон Хоу - карта Средиземья. Источник: hostingkartinok.com

Из более поздних наиболее удачных фэнтези карт нельзя не упомянуть работы Пола Кидби к Плоскому миру Терри Пратчетта, чье воображение, пусть и основанное на книгах писателя, не знает границ. 

Пол Кидби. Discworld

Пол Кидби. Discworld. Источник: www.paulkidby.com

Столь ироничных произведений история картографии еще не видела. В этом союзе писателя и художника результат, наглядно представляя художественные достоинства иллюстратора, полностью совпадает с мыслями автора произведений. Создавая целый ряд карт к этому миру, Кидби и Пратчетт работали в тандеме. На карте Плоского мира мы видим корабли, по принципам заимствованные из карт Возрождения. В правом нижнем углу карты представлен псевдоангел, чье присутствие намекает на излюбленные в эпоху Возрождения изображения ветров в виде ангелов, дующих в определенном направлении.

Более поздние произведения переняли вышеизложенный опыт, и художники, а также и сами авторы продолжили создавать географические карты фэнтези по тому же принципу. Ярким примером продолжения традиции могут служить карты к Песни льда и пламени Джорджа Мартина, созданные иллюстратором Джонатаном Робертсом.

Джонатан Робертс - The Known World

Джонатан Робертс - The Known World. Источник: www.fantasticmaps.com

Сегодня процесс создания фантастических карт стал настолько популярен, что многие художники работают специально, создавая такие карты, без основы конкретного литературного произведения, а как объекты отдельного, самобытного творчества. Примером являются изумительные произведения искусства художницы Франчески Бэралд.

 

Подведение итогов

Художники, создававшие карты к произведениям жанра фэнтези, пользовались географическими картами эпохи средневековья, такими как Эбсторфская и Херефордская, для придачи энциклопедичности и одновременно загадочности конкретного мира, так как по большей части мировоззрение людей (или иных разумных существ) в книгах жанра фэнтези схоже со средневековым мировоззрением нашего мира. В то же время эстетическую сторону вопроса - красоту отображения различных элементов карты, таких как морские волны, заснеженные горы, огромные леса и города они переняли преимущественно у картографов XVI-XVII веков, в первую очередь у ранних атласов, таких как атлас Ортелия Абрахама, а также настенных фресок в духе Галереи Карт Ватикана. 

“Карта Туужа” (с официального сайта хуожницы) www.francescabaerald.com

«Карта Туужа». Источник: www.francescabaerald.com

Оформительные особенности, в частности изображение ключевых персонажей и различных сюжетов, что обрамляют карты, иллюстраторы взяли из работ художников прошлого (в качестве примера – работа Жана Калло). Иными словами карты фантастических миров собраны подобно конструктору из географических карт прошлого, но в то же время не лишены собственных достоинств, в первую очередь связанных с особенностями представленного на них мира.

Иные действия по восприятию фантастических карт определяются человеческим воображением. Оно, пользуясь фундаментом, данным картой фэнтези, может создать целый мир.

Иными словами карты фантастических миров собраны подобно конструктору из географических карт прошлого, но в то же время не лишены собственных достоинств, в первую очередь связанных с особенностями представленного на них мира.

Сама по себе ценность этих карт как объектов искусства может быть невелика, однако, как объектов интереса, воспроизводимого человеческим сознанием – безмерна. Глядя на карты разных земель, мы видим не просто изображение каких-то объектов на ландшафте, а путь, который и проходим, вернее сказать даже не путь, а множество путей. Воображение позволяет построить собственный уникальный мир, пользуясь кирпичиками разложенными самим сознанием при прохождении этих путей, и бродя вблизи гор, изображенных на карте, мы наблюдаем за водопадами, падающими с утесов тех самых гор, за жизнью лесов, покрывающих эти горы, за животными и растениями со всех сторон окутывающими их. Бесконечное количество книжных сюжетов можно придумать, смотря на одну единственную, безусловно, качественно выполненную, географическую карту.

Желание быть создателем открывает безграничный мир фантазии, который развивается с огромной скоростью, стоит лишь в него войти, как в платяной шкаф или нору. Карты фэнтези являются как раз подобной дверью в представленный мир. Настоятельные рекомендации писать фэнтези романы опираясь на заблаговременно созданные фэнтези карты, а не наоборот, полностью оправдывают себя. Ведь так воображению есть в каких просторах развернуться, есть в какие уголки созданного мира податься, где искать то, что называют «terra incognita». ■

Дмитрий Лебедев

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?