Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Персонаж

СТАТЬЯВечный чернокнижник Фауст

Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот, Одиссей… Фауст. Для обычных читателей – просто знакомые герои, для философов и культурологов – архетипы европейской культуры. У каждого из них своя история и свои скелеты в шкафу. Все мы знаем историю об учёном, продавшем душу дьяволу ради знаний, гении, который хотел узнать тайны Вселенной. Именно его Освальд Шпенглер сделал символом Европы, какой мы её знаем. Как же смог достичь такого признания Иоганн Георг Фауст, обычный фокусник и шарлатан?

Часть людей считает Фауста лишь «приложением» к истории о сделке с дьяволом, и всю популярность персонажа объясняет обаянием его спутника Мефистофеля. Однако история европейской литературы знает множество разного рода чертей с трагической судьбой, как у Сатаны Джона Милтона, или превосходным чувством юмора, как у собеседника Ивана Карамазова, но именно Фауст стал «вечным» героем. Вероятно, не в последнюю очередь потому, что был человеком. Я попытаюсь дать портрет архетипического героя.

 

Кто такой Фауст?

О реальном Фаусте известно очень мало. Учёные до сих пор спорят, родился ли он в 1466 году в Книттлинге или в 1480 году в Гельмштадте. Скорее всего, Фауст получил образование в Гейдельбергском университете к концу XV века и уже в 1506 году давал представления в Гельнхаузене в роли фокусника и астролога. Следующие тридцать лет Фауст продолжает путешествовать и представляется Доктором философии, врачом и алхимиком. При этом его реальные познания во всех перечисленных дисциплинах сомнительны – нередко нашего героя обвиняли в мошенничестве. Видимо, этим и были вызваны его постоянные перемещения: жителям и властям немецких городов-государств этот зазнавшийся шарлатан успел надоесть. В 1532 году мэр Нюрнберга и вовсе запретил Фаусту въезжать в город, обвинив последнего в некромантии и содомии. Была ли эта характеристика правдивой или основанной на слухах, сейчас трудно сказать. Однако благодаря ей становится понятно, почему смерть Фауста от неудачного алхимического эксперимента была интерпретирована как последствия сделки с дьяволом:

Старейшее изображение доктора Фауста. Гравюра.

обезображенное тело стало доказательством предсмертной борьбы за душу, которую Фауст проиграл. Случилось это, скорее всего, в 1540 или 1541 году. На этом заканчивается не слишком примечательная жизнь средневекового учёного (среди его «коллег» были Парацельс и Николя Фламель), и практически сразу же начинается жизнь литературная.

 

В каких произведениях появляется Фауст?

Не проходит и полувека, как во Франкфурте-на-Майне появляется «Народная книга о докторе Фаусте» (1587), напечатанная издателем Иоганном Шписом. В её названии Фауст уже назван «волшебником» и «чернокнижником». И именно здесь читатель встречается с Мефистофелем и Прекрасной Еленой. Тем не менее, автор относится к Фаусту иронично-назидательно, подавая его историю в качестве нравоучительного примера того, как дьявол может обмануть человека, если тот к нему обратится. Чернокнижник намеренно вызывает нечистую силу, а последняя уклоняется до последнего, пока не подписан заветный договор. Его срок строго оговорён – 24 года и ни часом меньше, после чего наступает страшная смерть, описанная достаточно натуралистично. Гордыня и тяга к знаниям становятся для Фауста только причиной греха и делают его объектом порицания. Фауст в «Народной книге» - средневековый герой, который нарушил наложенный Богом запрет и получил справедливое наказание.

Уже через несколько лет в Англии драматург Кристофер Марло создаёт «Трагическую историю Доктора Фауста». В самом начале текста Фауст сравнивается с Икаром, который хотел лететь ближе к солнцу, но оно расплавило его крылья. Алхимик превращается из обычного грешника в трагического героя, уничтожаемого страстью. Недаром Фауст гордо перечисляет все науки, в которых он достиг совершенства, и которые дали ему все доступные на Земле знания. Он уже не может остановиться, подписывает договор и убеждается, что продал душу зря. Читатели и зрители трагедии Марло не могут не сочувствовать ренессансному Фаусту. С этого момента начинает формироваться знакомый нам архетипический образ искателя истины.

В самом начале текста Фауст сравнивается с Икаром, который хотел лететь ближе к солнцу, но оно расплавило его крылья. Алхимик превращается из обычного грешника в трагического героя, уничтожаемого страстью.

В течение следующих двух столетий Фауст появляется, в основном, в переизданиях и переработках «Народной книги». Пока одно из них не попадает на глаза молодому Иоганну Вольфгангу Гёте. Писатель работал над произведением почти всю свою жизнь и представил читателям совсем другого героя. Трагедия Гёте, несмотря на свой внушительный размер, называется просто «Фауст», без упоминания его степени и рода занятий. Главная инновация произведения – смена ролей Фауста и Мефистофеля. Последний упрашивает учёного подписать договор, а тот, уверенный в том, что достиг предела в познании мира, сначала отказывается и соглашается лишь на практически

М. Врубель. Фауст (триптих, 1896).

бессрочный договор, который он сам и закончит фразой «Мгновенье, / Прекрасно ты, продлись, постой!»*. Впоследствии Мефистофель знакомит Фауста с молодой Гретхен, показывает Вальпургиеву ночь, перемещает во времени и пространстве то к королевскому двору, то в преисподнюю, то во времена Древней Греции. Но учёный никогда не останавливается, и его жизнь заканчивается лишь тогда, когда Мефистофель хитростью заманивает уже слепого Фауста в ловушку. Персонаж Гёте становится образцом того самого «вечного образа», мимо которого уже не могут пройти последующие писатели.

Роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна был выпущен в 1947 году, а писался во время Второй мировой войны. Адриан Леверкюн, гениальный композитор, заключивший сделку с дьяволом, уже не носит имя алхимика, а действие переносится в реалии XX века. Теперь герой уже не стремится к познанию в науке, а хочет достичь совершенства в искусстве. Вместе с тем, его страсть к музыке приводит его к сумасшествию, болезни и потере личности. Манн пытается заново реализовать идею сделки с дьяволом в совершенно ином контексте – Германии первой половины XX века.

Почти то же самое предпринимает Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Здесь фабула усложнена большим количеством персонажей со своими сюжетными линиями, а договор между Мастером-Фаустом и Воландом-Мефистофелем формально даже не был заключён. Тем не менее, параллели с историей о чернокнижнике, и особенно с трагедией Гёте, очевидны. Воланд носит трость с чёрным пуделем, возлюбленную Мастера (в их знакомстве Воланд сыграл определённую роль) зовут Маргарита, а Бал Сатаны напоминает Вальпургиеву ночь.

Из произведений второй половины XX века о Фаусте выделяется «Искушение» (1985) Вацлава Гавела. Фустка, исследователь чёрной магии, заключает договор с демоном, но вынужден скрывать это от руководителей научного института и коллег. На самом деле, можно долго перечислять произведения XIX-XX вв., в которых так или иначе затрагивалась фаустианская тема. Иногда это несколько аллюзий, в других случаях – сюжет о сделке с дьяволом.

 

Каков характер героя?

Образ Фауста менялся на протяжении всей истории, однако некоторые черты остались неизменными. Гордыня и страсть к познанию появляются в «Народной книге» и лишь подчёркиваются в произведениях Марло и Гёте. И если в самом начале эти качества ослепляли его ум, то впоследствии интеллектуальные качества превратились в основную характеристику героя.

Теперь герой уже не стремится к познанию в науке, а хочет достичь совершенства в искусстве. Вместе с тем, его страсть к музыке приводит его к сумасшествию, болезни и потере личности.

В тексте Гёте Фауст характеризует себя таким образом:

Пусть я разумней всех глупцов —

Писак, попов, магистров, докторов, —

Пусть не страдаю от пустых сомнений,

Пусть не боюсь чертей и привидений,

Пусть в самый ад спуститься я готов, —

Зато я радостей не знаю,

Напрасно истину ищу…

Здесь видно, что «кабинетный учёный» Фауст не только умён, но и смел. В течение всей книги он имеет дело с нечистой силой и один раз действительно спускается в Ад за душами Адама и Евы. Более того, к духам и чертям он относится также презрительно, как и к окружающим людям в начале произведения:

Что, дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

Дух человеческий и гордые стремленья

Таким, как ты, возможно ли понять?

Фауст в «Народной книге», как и у Марло, приходит к осознанию тщетности своего стремления и бесполезности сделок с дьяволом. Его характер при этом не меняется. В пьесе Гёте Фауст до самого последнего мгновения не сдаётся – скорее, наоборот, он получает новый смысл жизни, видит горизонт своих стремлений: осушить болото и, тем самым, дать людям возможность жить.

 

Почему он столь популярен?

Освальд Шпенглер назвал фаустианской всю европейскую культуру. Он считал, что бесконечное стремление к истине, готовность пойти по сложному, непрямому пути к ней – это отличительная черта Европы. Другие мыслители и писатели искали с помощью Фауста предел человеческих возможностей и проверяли привлекательность зла. С течением времени моральная оценка Фауста всё больше и больше усложнялась: и вот уже он практически становится жертвой дьявола. Но где же тогда его воля, его гордыня? Возможно, это и привлекает писателей к истории средневекового чернокнижника до сих пор.

Пожалуй, в каждом настоящем учёном есть частица Фауста. Исследователи пренебрегают общественным мнением, отдают все материальные блага ради достижения знаний. Мы читаем о Фаусте и представляем на его месте себя – и далеко не всегда можем однозначно сказать, можно ли обойтись без сделки с дьяволом. ■

Эльнара Ахмедова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Здесь и далее пер. Н. Холодковского