В самом начале текста Фауст сравнивается с Икаром, который хотел лететь ближе к солнцу, но оно расплавило его крылья. Алхимик превращается из обычного грешника в трагического героя, уничтожаемого страстью.
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
Часть людей считает Фауста лишь «приложением» к истории о сделке с дьяволом, и всю популярность персонажа объясняет обаянием его спутника Мефистофеля. Однако история европейской литературы знает множество разного рода чертей с трагической судьбой, как у Сатаны Джона Милтона, или превосходным чувством юмора, как у собеседника Ивана Карамазова, но именно Фауст стал «вечным» героем. Вероятно, не в последнюю очередь потому, что был человеком. Я попытаюсь дать портрет архетипического героя.
О реальном Фаусте известно очень мало. Учёные до сих пор спорят, родился ли он в 1466 году в Книттлинге или в 1480 году в Гельмштадте. Скорее всего, Фауст получил образование в Гейдельбергском университете к концу XV века и уже в 1506 году давал представления в Гельнхаузене в роли фокусника и астролога. Следующие тридцать лет Фауст продолжает путешествовать и представляется Доктором философии, врачом и алхимиком. При этом его реальные познания во всех перечисленных дисциплинах сомнительны – нередко нашего героя обвиняли в мошенничестве. Видимо, этим и были вызваны его постоянные перемещения: жителям и властям немецких городов-государств этот зазнавшийся шарлатан успел надоесть. В 1532 году мэр Нюрнберга и вовсе запретил Фаусту въезжать в город, обвинив последнего в некромантии и содомии. Была ли эта характеристика правдивой или основанной на слухах, сейчас трудно сказать. Однако благодаря ей становится понятно, почему смерть Фауста от неудачного алхимического эксперимента была интерпретирована как последствия сделки с дьяволом:
обезображенное тело стало доказательством предсмертной борьбы за душу, которую Фауст проиграл. Случилось это, скорее всего, в 1540 или 1541 году. На этом заканчивается не слишком примечательная жизнь средневекового учёного (среди его «коллег» были Парацельс и Николя Фламель), и практически сразу же начинается жизнь литературная.
Не проходит и полувека, как во Франкфурте-на-Майне появляется «Народная книга о докторе Фаусте» (1587), напечатанная издателем Иоганном Шписом. В её названии Фауст уже назван «волшебником» и «чернокнижником». И именно здесь читатель встречается с Мефистофелем и Прекрасной Еленой. Тем не менее, автор относится к Фаусту иронично-назидательно, подавая его историю в качестве нравоучительного примера того, как дьявол может обмануть человека, если тот к нему обратится. Чернокнижник намеренно вызывает нечистую силу, а последняя уклоняется до последнего, пока не подписан заветный договор. Его срок строго оговорён – 24 года и ни часом меньше, после чего наступает страшная смерть, описанная достаточно натуралистично. Гордыня и тяга к знаниям становятся для Фауста только причиной греха и делают его объектом порицания. Фауст в «Народной книге» - средневековый герой, который нарушил наложенный Богом запрет и получил справедливое наказание.
Уже через несколько лет в Англии драматург Кристофер Марло создаёт «Трагическую историю Доктора Фауста». В самом начале текста Фауст сравнивается с Икаром, который хотел лететь ближе к солнцу, но оно расплавило его крылья. Алхимик превращается из обычного грешника в трагического героя, уничтожаемого страстью. Недаром Фауст гордо перечисляет все науки, в которых он достиг совершенства, и которые дали ему все доступные на Земле знания. Он уже не может остановиться, подписывает договор и убеждается, что продал душу зря. Читатели и зрители трагедии Марло не могут не сочувствовать ренессансному Фаусту. С этого момента начинает формироваться знакомый нам архетипический образ искателя истины.
В самом начале текста Фауст сравнивается с Икаром, который хотел лететь ближе к солнцу, но оно расплавило его крылья. Алхимик превращается из обычного грешника в трагического героя, уничтожаемого страстью.
В течение следующих двух столетий Фауст появляется, в основном, в переизданиях и переработках «Народной книги». Пока одно из них не попадает на глаза молодому Иоганну Вольфгангу Гёте. Писатель работал над произведением почти всю свою жизнь и представил читателям совсем другого героя. Трагедия Гёте, несмотря на свой внушительный размер, называется просто «Фауст», без упоминания его степени и рода занятий. Главная инновация произведения – смена ролей Фауста и Мефистофеля. Последний упрашивает учёного подписать договор, а тот, уверенный в том, что достиг предела в познании мира, сначала отказывается и соглашается лишь на практически
бессрочный договор, который он сам и закончит фразой «Мгновенье, / Прекрасно ты, продлись, постой!»*. Впоследствии Мефистофель знакомит Фауста с молодой Гретхен, показывает Вальпургиеву ночь, перемещает во времени и пространстве то к королевскому двору, то в преисподнюю, то во времена Древней Греции. Но учёный никогда не останавливается, и его жизнь заканчивается лишь тогда, когда Мефистофель хитростью заманивает уже слепого Фауста в ловушку. Персонаж Гёте становится образцом того самого «вечного образа», мимо которого уже не могут пройти последующие писатели.
Роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна был выпущен в 1947 году, а писался во время Второй мировой войны. Адриан Леверкюн, гениальный композитор, заключивший сделку с дьяволом, уже не носит имя алхимика, а действие переносится в реалии XX века. Теперь герой уже не стремится к познанию в науке, а хочет достичь совершенства в искусстве. Вместе с тем, его страсть к музыке приводит его к сумасшествию, болезни и потере личности. Манн пытается заново реализовать идею сделки с дьяволом в совершенно ином контексте – Германии первой половины XX века.
Почти то же самое предпринимает Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Здесь фабула усложнена большим количеством персонажей со своими сюжетными линиями, а договор между Мастером-Фаустом и Воландом-Мефистофелем формально даже не был заключён. Тем не менее, параллели с историей о чернокнижнике, и особенно с трагедией Гёте, очевидны. Воланд носит трость с чёрным пуделем, возлюбленную Мастера (в их знакомстве Воланд сыграл определённую роль) зовут Маргарита, а Бал Сатаны напоминает Вальпургиеву ночь.
Из произведений второй половины XX века о Фаусте выделяется «Искушение» (1985) Вацлава Гавела. Фустка, исследователь чёрной магии, заключает договор с демоном, но вынужден скрывать это от руководителей научного института и коллег. На самом деле, можно долго перечислять произведения XIX-XX вв., в которых так или иначе затрагивалась фаустианская тема. Иногда это несколько аллюзий, в других случаях – сюжет о сделке с дьяволом.
Образ Фауста менялся на протяжении всей истории, однако некоторые черты остались неизменными. Гордыня и страсть к познанию появляются в «Народной книге» и лишь подчёркиваются в произведениях Марло и Гёте. И если в самом начале эти качества ослепляли его ум, то впоследствии интеллектуальные качества превратились в основную характеристику героя.
Теперь герой уже не стремится к познанию в науке, а хочет достичь совершенства в искусстве. Вместе с тем, его страсть к музыке приводит его к сумасшествию, болезни и потере личности.
В тексте Гёте Фауст характеризует себя таким образом:
Здесь видно, что «кабинетный учёный» Фауст не только умён, но и смел. В течение всей книги он имеет дело с нечистой силой и один раз действительно спускается в Ад за душами Адама и Евы. Более того, к духам и чертям он относится также презрительно, как и к окружающим людям в начале произведения:
Фауст в «Народной книге», как и у Марло, приходит к осознанию тщетности своего стремления и бесполезности сделок с дьяволом. Его характер при этом не меняется. В пьесе Гёте Фауст до самого последнего мгновения не сдаётся – скорее, наоборот, он получает новый смысл жизни, видит горизонт своих стремлений: осушить болото и, тем самым, дать людям возможность жить.
Освальд Шпенглер назвал фаустианской всю европейскую культуру. Он считал, что бесконечное стремление к истине, готовность пойти по сложному, непрямому пути к ней – это отличительная черта Европы. Другие мыслители и писатели искали с помощью Фауста предел человеческих возможностей и проверяли привлекательность зла. С течением времени моральная оценка Фауста всё больше и больше усложнялась: и вот уже он практически становится жертвой дьявола. Но где же тогда его воля, его гордыня? Возможно, это и привлекает писателей к истории средневекового чернокнижника до сих пор.
Пожалуй, в каждом настоящем учёном есть частица Фауста. Исследователи пренебрегают общественным мнением, отдают все материальные блага ради достижения знаний. Мы читаем о Фаусте и представляем на его месте себя – и далеко не всегда можем однозначно сказать, можно ли обойтись без сделки с дьяволом. ■
Эльнара Ахмедова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER