Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯВикторианский гендер в Penny Dreadful: деконструкция, критика, комментарий

Сериал канала Showtime Penny Dreadful , завершившийся к печали поклонников по всему миру всего после трех сезонов, стал одним из телевизионных хитов по ряду причин. Одни описывали его как фанфикшн по викторианской литературе, другие сравнивали с графическим романом Алана Мура «Лига выдающихся джентльменов», третьи принимали за чистую монету само название penny dreadful – дешевый сборник страшных историй для непритязательного читателя.

Penny Dreadful («Страшные сказки», «Ужасы по дешёвке») – американо-британский сериал, выходивший на канале Showtime с 2014 по 2016 гг. Буквальный перевод названия, «грошовые ужасы», напоминает о том, что penny dreadful в XIX веке называли низкосортную литературу в жанре ужасов, напечатанную на плохой бумаге. Несмотря на такое название, сериал соединяет в себе героев из вполне «уважаемых» произведений викторианской эпохи.

 

Все это, разумеется, правда, но только отчасти. Главное, чем сериал привлек внимание зрителя – это не столько сам факт обращения к излюбленным литературным образам (большая часть которых уже пережила неоднократное испытание Голливудом), сколько комментарий к этим образам, а во многих случаях еще и их откровенная деконструкция. Любопытнее всего оказался подход сценариста и шоураннера сериала Джона Логана к созданию ярких персонажей женского пола, которых викторианской литературе явно недоставало.

 

Кризис маскулинности

Среди хорошо известных даже не самой «читающей» аудитории персонажей в сериале фигурируют Франкенштейн и его монстр, Дориан Грей, Дракула, Генри Джекилл. Степень их соответствия литературному первоисточнику сильно различается от случая к случаю, но основные черты остаются. К примеру, на начальном этапе развития сюжета Франкенштейна, как и в романе Мэри Шелли, преследует его монстр, требующий от доктора-экспериментатора признать ответственность за его жизнь. Дориан Грей такой же поверхностный и безжалостный красавец, который только на первый взгляд кажется прогрессивным. Здесь он выводит в свет то бывшую проститутку, то трансгендерную женщину, не боясь общественного осуждения – но также не боясь и жестоко расправиться с ними, если они начнут требовать слишком многого. 

Наконец, Дракула также ведет долгую игру по завоеванию сердца своей суженой (но нет, это не Мина Харкер), а Джекилл работает над сывороткой, позволяющей подавить негативные качества личности (но не собственной). Отдельно, пожалуй, следует упомянуть Человека-волка – о нем не существует отдельного литературного произведения, хотя он был героем массы городских легенд и нескольких голливудских фильмов.

Каждый из этих героев с точки зрения гендера проблематичен по-своему – в первоисточниках и без деконструкции хватает морально-этических противоречий. Однако деконструировать Джон Логан решает образ викторианского мужчины в целом, создавая для этого новый персонаж – сэра Малкольма Мюррея, богатого аристократа и исследователя Африки.

сэр Малкольм Мюррей

Сэр Малкольм Мюррей

Иронично с этой точки зрения выглядит кастинг Тимоти Далтона, одной из самых известных «литературных» ролей которого был викторианский «мачо» Эдвард Рочестер. В сериале Мюррей не раз страдает из-за своей маскулинности. Из-за супружеской неверности разрушается его брак и запускается цепь трагических событий, включающих в себя безумие и смерть. Желание Мюррея любой ценой заставить сына продолжать карьеру исследователя приводит к тому, что сын умирает в Африке, не будучи приспособленным к тамошнему образу жизни. Наконец, в финале первого сезона он вынужден собственноручно убить свою дочь. Мюррей соответствует всем канонам успешного викторианского мужчины, завоевателя и добытчика, но на деле его эго и сексуальная беспринципность полностью разрушают его семью.

 

Fin de siècle и «новая женщина»

В отличие от образов мужских, «ужасные» или сверхъестественные женские образы в литературе конца XIX века вспомнить достаточно трудно, если вообще возможно. Именно поэтому Логан конструирует для своей истории новые женские персонажи, не забывая при этом подчеркнуть, что выдуманных «страшилок» для них зачастую не нужно – реальное положение женщины в обществе и без того выглядит ужасно. Недостойное поведение легко может привести женщину в тюрьму, в сумасшедший дом, на панель. В менее экстремальных случаях женская судьба будет сводиться к несчастливому браку с мужем-изменником, где от женщины будут ждать поведения «домашнего ангела» (по названию известного стихотворения The Angel in the House, в котором перечислялись добродетели идеальной супруги). Викторианский идеал женщины начал терять очарование уже в конце XIX  века и впоследствии активно ниспровергался писательницами от Шарлотты Перкинс Гилман (автора знаменитого феминистского рассказа The Yellow Wallpaper) до писательницы и литературоведа Вирджинии Вулф.

По мнению Грега Базвелла, к неминуемому возникновению образа New Woman в литературе конца века публика отнеслась неоднозначно. Одним были симпатичны свободные, независимые и образованные карьеристки, а другие ассоциировали освобождение от викторианских оков с детоненавистничеством, мужеподобием, сексуальными расстройствами – проще говоря, с опасной аномалией.  В сериале мы встретим и раскрепощенных красавиц, и маскулинного вида психоаналитиков, и даже трансгендерную женщину (чей век, увы, будет недолог). Кто-то из них будет активно бороться против узаконенного порабощения «слабого» пола, а кто-то не будет обращать внимания на условности в принципе. Хотя, несомненно, в сериале достаточно достойных внимания женских персонажей, мы подробнее остановимся на двух центральных.

 

Главная героиня сериала Ванесса Айвс – красивая незамужняя женщина, в чьей сюжетной линии поискам партнера отведена максимум второстепенная роль.

На первый план в случае с Ванессой выходят духовные искания, отношение к вере, богу, дьяволу, сверхъестественному – и необходимости определить свое место среди добра и зла. Примечательно, что с мужчинами в ее жизни связаны в основном несчастья. В юном возрасте Ванесса застает Мюррея (отца своей лучшей подруги Мины) с собственной матерью, что толкает ее на сексуальные приключения. В конце концов Ванесса без всякой цели соблазняет жениха Мины, разрушая их отношения – в результате Мина покидает дом и становится жертвой вампиров, а сама Ванесса начинает страдать от душевного расстройства. В дальнейшем в борьбе с собой и злыми силами мужчины ей больше мешают – она бросает Дориана Грея, чувствуя, что он будит в ней худшие качества, а потом оказывается брошенной сама, когда ее возлюбленный Итан Чендлер (Человек-Волк по версии сериала) предпочитает бороться с внутренними демонами в одиночку.

Любовные неудачи Ванессы, однако, потихоньку подтачивают ее способность сопротивляться злу и верить в бога. Любопытно, что именно образом счастливой семьи ведьма пытает Ванессу в финале второго сезона, показывая ей, какой могла бы быть ее жизнь, если бы она прекратила бороться со злом. Ванесса видит себя в прекрасном доме – она замужем за Итаном, у них маленькие дети. 

Ванесса Айвс

Ванесса Айвс

 

На фоне откровенного кошмара, творившегося в сериале до сих пор, это действительно выглядит как притягательная возможность сбежать от реальности. 

 

Мюррей соответствует всем канонам успешного викторианского мужчины, завоевателя и добытчика, но на деле его эго и сексуальная беспринципность полностью разрушают его семью.

Ванесса, однако, не колеблется ни секунды, потому что семейная идиллия для нее не стоит предательства собственной души. В финале сезона ее недолгий «уход» на сторону зла во многом обусловлен предательством друзей и любимых, каждый из которых эгоистично ставит личный душевный кризис выше необходимости сплотиться и поддержать друг друга.

С точки зрения гендерной динамики, описанной выше, смерть Ванессы в финале сериала неминуемо вызывает вопросы. Не выглядит ли это так, как будто прекрасная сильная женщина в очередной раз пожертвовала собой ради общего блага, в то время как целая группа мужчин оказалась беспомощной и выучила важный жизненный урок? Нет ли здесь противоречия? Оставив в стороне фанатские теории, беспощадно препарирующие причины и поводы для неожиданной развязки, воспользуемся ответом самого Джона Логана и продюсера сериала Дэвида Невинса. По мнению Логана, главное то, что Ванесса контролирует свою судьбу, являясь хозяйкой как собственной жизни, так и смерти. Нивенс добавляет, что нельзя воспринимать смерть ни как слабость, ни как жертву – она может быть единственным выбором, позволяющим преодолеть зло.

Как видим, образ, созданный Логаном, сочетает в себе несочетаемые вещи: религиозность и сексуальную свободу, силу воли и слабость, жестокость и способность к состраданию. Женщина Логана, таким образом, гораздо ближе к реальности, чем недостижимо идеальная викторианская леди.

Восхождение падшей женщины

На фоне откровенно критического отношения к героям-мужчинам неудивительно, что по мере развития сюжета все сильнее начинает проявляться тема даже не равенства женщин и мужчин, а женского превосходства, нового матриархата. Во втором сезоне эта идея достаточно традиционно воплощена в отрицательных женских образах сверхъестественно одаренных ведьм, коварных и беспощадных, которые умело манипулируют людьми для достижения своих целей. В третьем же сезоне за свои права начинают бороться вполне обычные женщины во главе с неожиданным лидером – еще одним бессмертным творением Франкенштейна.

В романе возлюбленная доктора Элизабет – образованная аристократка и во многом тот самый ненавистный потомкам «домашний ангел». В сериале же «невестой» сперва Виктора Франкенштейна, а затем его творения становится больная туберкулезом проститутка Брона Крофт, которую Франкенштейн воскрешает с целью сделать парой своему надоедливому монстру. Он дает ей новое, «говорящее» имя – Лили, и первое время вернувшаяся к жизни героиня действительно выглядит совершенно другой. В отличие от опустившейся и грубой Броны, ее реинкарнация ведет себя скромно, застенчиво и покорно – кажется, она бесконечно благодарна своему создателю. Однако по мере развития сюжета треугольник Франкенштейн-Лили-Монстр начинает вызывать все больше дискомфорта. Чем судьба Лили, созданной исключительно для того, чтобы быть источником наслаждения чужого и неприятного ей мужчины, отличается от судьбы Броны, вынужденной идти на панель? Вспомним, что в викторианскую эпоху от женщины ждали в первую очередь покорности, в том числе и сексуальной.

Лили, однако, оказывается совсем не тем, чем выглядит вначале.

Ванесса, однако, не колеблется ни секунды, потому что семейная идиллия для нее не стоит предательства собственной души.

Приняв ухаживания Франкенштейна, она неожиданно находит случайного любовника на улице и жестоко убивает его после секса. Затем она смеется в лицо и Монстру, который сначала требует от нее покорности, а потом пытается соблазнить идиллической жизнью в деревне и чтением стихов, и своему создателю, который влюбился в нее наивной, но не менее эгоистичной и собственнической любовью. И один, и другой считают ее сумасшедшей, когда она оставляет обоих ради более привлекательного объекта – еще одного бессмертного и беспринципного создания, Дориана Грея. Это, конечно, сомнительный выбор, поскольку и читателю романа Уайльда, и зрителю Penny Dreadful известна жестокость Грея. Тем не менее  для женщины важна сама возможность выбора, которая не сводится к двум навязанным извне альтернативам.

 

Доктор Франкенштейн и Лили

Доктор Франкенштейн и Лили

С помощью Дориана Лили создает нечто вроде армии падших женщин, призывая их завлекать новых клиентов и жестоко расправляться с ними. В глазах Лили это – месть за все унижения, которым мужской пол подвергал и подвергает женщин. Официальным «лицом» ее революционной борьбы становится юная девочка Жюстин, которая рано попадает на панель и терпит от клиентов и сутенеров все возможные виды издевательств. Этот типаж для литературы конца XIX века не в новинку – например, всего через год после вымышленных событий Penny Dreadful в Америке в свет выйдет скандальный роман Стивена Крэйна «Мэгги, или Уличная девчонка», описывающий злоключения чистой и невинной девушки из бедной семьи. 

И хотя просьбы Лили не отнимать у нее индивидуальность, оставив хотя бы воспоминания об умершей маленькой дочери, в конце концов достигают цели, слепая готовность «романтически» влюбленного мужчины любой ценой завоевать расположение женщины выглядит трагически симптоматичной для викторианской культуры в целом.

В сущности, Лили и ее сестры по несчастью – те же madwomen in the attic, «безумные» женщины в подсознательном викторианской культуры, которые устали притворяться пассивными и согласными на все и готовы в любой момент отомстить своему обидчику.

Самое страшное, что с помощью эликсира Джекилла Франкенштейн готов переделать, «исправить» Лили, пересоздать ее в proper woman – она должна снова стать покладистой и ласковой. Хуже всего то, что с его точки зрения поступить так следует именно с женщиной. Несмотря на то, что в первом сезоне Монстр причиняет ему массу страданий и буквально угрожает его жизни, он ни разу не задумывается о том, чтобы «исправить» его характер.  Обращение Франкенштейна с Лили здесь не идет ни в какое сравнение с упомянутыми выше «Желтыми обоями» Шарлотты Перкинс Гилман – он не просто запирает ее дома, а сажает на цепь в печально знаменитой психиатрической больнице Бедлам. И хотя просьбы Лили не отнимать у нее индивидуальность, оставив хотя бы воспоминания об умершей маленькой дочери, в конце концов достигают цели, слепая готовность «романтически» влюбленного мужчины любой ценой завоевать расположение женщины выглядит трагически симптоматичной для викторианской культуры в целом.

В отличие от Ванессы, в финале сериала Лили остается в живых – трудно сказать, это ли в представлении Джона Логана истинная New Woman. В любом случае она бессмертна и бездетна, свободна от очередного мужчины, не согласившегося с ее взглядами, и ее дальнейший путь известен только ей. ■

Екатерина Рубинская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

The Angel in the House («Домашний ангел»)

Стихотворение английского поэта Ковентри Патмора, написанное в 1854 году и опубликованное в расширенной версии в 1862 году. Произведение посвящено идеальному браку и подробно описывает то, какой должна быть идеальная жена: кроткая, нежная, лишенная всяких эгоистичных порывов, счастливая уже тем, что счастлив ее муж.

Англ. «Новая женщина»

Madwoman in the attic

(англ. сумасшедшая на чердаке). Одно из ключевых понятий феминистских литературных исследований, отсылка к Берте Мэйсон из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Термин был введен в 1979 году Сандрой Гилберт и Сьюзен Губар, которые считали, что женщины в викторианской литературе представали всего в двух ипостасях: ангела или монстра. «Монстры», вроде безумной Берты, представляли прямую противоположность кротким и идеальным «ангелам», и часто изображались агрессивными, необузданными и дикими созданиями.

Англ. «правильная женщина»