Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Литературный быт

СТАТЬЯ«Толстые» модернистские журналы начала XX века

Каждый раз, когда ко мне в руки попадают модернистские журналы начала XX века, я на несколько часов выпадаю из жизни. Вслед за любованием обложкой и качеством печати начинаешь читать страницу за страницей и восхищаться продуманностью содержания и ясностью мыслей, вложенных в критические статьи и обзоры.

«Толстый» и «тонкий»

Серебряный век – время бурного развития печатного и издательского дела в России, где важнейшими центрами литературной и культурной жизни становятся редакции журналов и бессчетные художественные объединения на фоне уходящих в прошлое литературных салонов. Появляются модернистские журналы, на страницах которых разворачиваются нешуточные «баталии» между литераторами. Однако не стоит забывать о том, что к началу XX века в России складывается определенная журнальная система, которая отчасти определяет особенности существования данных печатных изданий.

К Серебряному веку «журнальная история» подходит со следующей оппозицией ‒ «толстый» журнал / «тонкий» журнал. «Толстый» отличается от «тонкого» количеством страниц, скажете вы. И будете совершенно правы! Но на этом различия не заканчиваются. «Толстый» журнал представляет собой эстетически структурированное целое. Он составляется из различных продуктов авторской деятельности: художественных произведений, критических заметок, научных и документальных работ. При чтении человеку приходится прилагать усилия, чтобы удержать впечатление от журнального номера. «Толстый» журнал, по словам В. Шкловского, ‒ «большая литературная форма». Это самостоятельная литературная единица. Приверженность интеллигенции именно к данному типу издания объясняется Л. Троцким очень просто: «Журнал, в своем многообразии и в своем единстве, был наиболее приспособленным орудием для идейного сцепления интеллигенции». Действительно, количество их было стабильным и «покрывало» все общественно-политические группировки. «Толстый» журнал выходил, как правило, раз в месяц.

Журнал «тонкий» ‒ более простая форма. При составлении, например, еженедельника («тонкий» журнал выходил чаще, чем раз в месяц) преследовались другие цели: 

«проведение в общество чисто семейных здравых начал» (А. Маркс о «Ниве», выходившей в 1870‒1917 годах), отказ от полемики и отстаивания политических идей, размещение на страницах материалов, полезных в практических целях, в то время как в «толстом» журнале приоритетной была выработка художественных или идеологических течений.

 

Журналы-манифесты

В конце XIX века модернисты ощутили необходимость диалога с читателем. Для этого нужны были печатные издания, которые могли бы представить «новое искусство» интеллигенции. Манифесты в виде небольших брошюрок лишь декларировали появление нового течения. Поэтому модернисты создали новый тип издания, в котором они могли бы подробнейшим образом не только представить свои теоретические выкладки, но и поместить произведения-образцы, ‒ журнал-манифест.

Среди «толстых» эстетских журналов наиболее показательны в отношении литературно-критического и художественного наследия журналы «Мир искусства», «Весы», «Золотое Руно», «Аполлон». Одна из важнейших особенностей сосуществования журналов того времени, в том числе и названных выше,  ‒ взаимодополнение функций. Если в каком-либо журнале преобладало освещение художественных выставок, то оглавление другого, как правило, состояло из критических статей о литературе, стихотворений и прозы. В целом, модернистским журналам была свойственна синтетическая форма, что хорошо отражено в составе «Мира искусства» и «Золотого Руна». На страницах этих журналов можно было встретить схемы старинных вышивок, снимки произведений известных художников, рассказы, стихотворения, обзоры книг и заметки о музыке. 

Авторский коллектив «толстого» журнала-манифеста составляли писатели, творившие в рамках одной эстетической концепции. 

Подобный журнал, как правило, содержал три раздела (иногда и больше): художественный, в котором публиковались рассказы, романы и стихотворения, критический, в котором помещались обзоры и велась текущая полемика, а также публицистический, состоящий из манифестарных и теоретических статей.         

Журнал «Мир искусства» был основан по инициативе С.П. Дягилева в 1898 году. Это был журнал-манифест, целиком посвященный пропаганде творчества. Идейной основой, которая объединяла художников и литераторов в журнале, была борьба против «реализма».

Журнал «Весы» открылся в 1904 году в качестве «тонкого» журнала на базе издательства «Скорпион», возглавляемого с 1899 года Сергеем Поляковым (однако фактически издательством руководил символист Валерий Брюсов).

Журнал «Мир искусства»

Журнал «Мир искусства»

Изначально «Весы» включали в себя исключительно манифестарные и критические статьи, которые служили лишь поводом для обсуждения того или иного вопроса. Очевидно, что в таком виде журнал не получал ожидаемого внимания читателей. Поэтому уже в  последнем номере за 1905 год редакция сообщила, что журнал, изначально задуманный как исключительно критический, расширяет свою программу. С этих пор он заметно «потолстел». Это был верный «стратегический» шаг. Прямой конкурент «Весов» ‒ журнал «Золотое Руно». Издателем и редактором «Золотого Руна» был Н.П. Рябушинский, которому не давала покоя слава дягилевского «Мира искусства». Однако уровня этого издания детище Рябушинского так и не достигло, хотя сам издатель был уверен, что у него «все самое талантливое работает» (слова Рябушинского, обращенные к Е.Е. Лансере). 

Авторский коллектив «толстого» журнала-манифеста составляли писатели, творившие в рамках одной эстетической концепции.

Иллюстрация

Е. Д. Поленова. Иллюстрация к журналу «Мир Искусства», 1900 год. Источник: art.biblioclub.ru

В действительности дела обстояли совсем иначе ‒ самые талантливые литераторы и критики работали у Брюсова «Весами». В 1909 году «Весы» и «Золотое руно» закрылись. Множество авторов остались без «органа борьбы» и «трибуны». Однако тут же в Петербурге открылось новое издание, позиционировавшееся на момент возникновения как наследник «Мира искусства» ‒ «Аполлон», который в 1913 году стал рупором акмеистов (Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама).

Рассмотрим подробнее структуру «толстого» журнала-манифеста на примере символистских «Весов».

 

Жизнь и быт журнала «Весы»

Итак, какой он ‒ модернистский журнал? Перед глазами живо встают картины из жизни редакций: шумные обсуждения материалов в номер, подготовка репродукций и виньеток, обеды в лучших ресторанах… Да, все было именно так. Не закончив разговоров о работе, шумная компания двигалась в сторону ресторана, где и продолжалось решение важных вопросов, уточнение подробностей выполняемой задачи. С. Поляков, основатель издательства «Скорпион» вспоминал: «По-моему, главным их занятием было сидеть «У Грека», спорить, обсуждать творческие дела, неудержимо мечтать, строить фантастические планы и подвергать жесточайшей критике виденное на выставке… 

Валерий Яковлевич с улыбкой вслушивался в такие разговоры, медленно смакуя маленькими глоточками ликер». А. Белый вскакивал в такие моменты со стула и «витийствовал», привлекая внимание сидящей вокруг публики. Нам лишь остается вслед за Поляковым удивляться, когда они успевали работать в редакции и формировать журналы столь сложной структуры!

При беглом взгляде на оглавление любого номера журнала «Весы» становится ясно, что при подготовке проводилась колоссальная работа. «Ежемесячник искусств и литературы» (журнал выходил под таким заголовком) состоял из нескольких разделов, которые в разные годы существования журнала носили следующие названия: «стихи, рассказы, повести, драмы», «библиография», «литература», «иностранная литература», «искусства» и «рисунки», что как раз и составляет художественный и критический разделы. Например, в июльском номере за 1908 год были опубликованы более десяти знаковых стихотворений К. Бальмонта, статьи Ш. Бодлера, предшественника и учителя символистов, статья А. Белого о Ф. Ницше, обзор вышедшего собрания сочинений О. Уайльда и рисунки М. Шестеркина.

В качестве основного принципа журнал провозглашал следующее: «“Весы” в своих критических суждениях желают быть беспристрастными, оценивать художественные создания независимо от своего согласия или несогласия с идеями автора».

Журнал «Весы»

Журнал «Весы»

Однако критические статьи часто не соответствовали заявленной установке, так как на самом деле журнал воспринимался редакцией как манифест определенного художественного направления.

По-моему, главным их занятием было сидеть «У Грека», спорить, обсуждать творческие дела, неудержимо мечтать, строить фантастические планы и подвергать жесточайшей критике виденное на выставке

Кроме того, журнал стремился включать в номера статьи зарубежных авторов. Но ведущие роли, несомненно, занимали отечественные писатели и поэты. Сам главный редактор, В. Брюсов в 1904‒1905 годах печатался очень активно. Число его публикаций в «Весах» в 1905 году достигло пятидесяти. Кроме статей общего характера (кстати, теоретических работ о символизме мэтр опубликовал совсем немного) им были напечатаны собственные рецензии на зарубежные и отечественные издания, что говорит о широчайшем диапазоне его литературных и научных интересов. Наличие множества псевдонимов (Аврелий, Турист, Пентаур, Д. Сбирко, Enrico R.) позволяло с легкостью помещать статьи в одном номере. Кроме того, в журнале были задействованы ближайшие родственники Брюсова ‒ Надежда Брюсова (сестра, впоследствии музыковед-фольклорист) и Александр Брюсов (брат, впоследствии профессор искусствоведения, участник поисков янтарной комнаты), что значительно облегчало процесс подготовки номеров.

Параллельно с Брюсовым в первые годы существования журнала активно печатался теоретик символизма Вяч. Иванов. По количеству программных статей в журнале он, бесспорно, занимал первое место. Именно в журнале «Весы» Ивановым была последовательно представлена концепция «мифотворчества», то есть создание автором нового мифа в своих художественных произведениях. На страницах журнала Иванов открыто полемизировал с главным редактором по разным вопросам, однако до столкновений не доходило, так как Иванов слишком хорошо понимал значение «Весов» для русского символизма. Он предполагал, что со временем журнал объединит разрозненные литературные группировки.

Неоценимую помощь Брюсову и «Весам» оказывал поэт и художник М. Волошин. Он не только отдавал в журнал статьи, но и помогал, будучи во Франции, устанавливать контакты с иностранными авторами, к публикации статей которых так стремились «Весы». 

Благодаря Волошину читатели журнала могли ознакомиться с культурой французского модернизма. 

Однако художественная высота, которую пропагандировала редакция журнала, нередко уживалась с произведениями очень слабыми, подражательными. Она проникала даже в изобразительное искусство, помещавшееся обыкновенно в конце номера. Например, там была напечатана эротическая графика художника Н. Феофилактова, который сотрудничал с  «Весами» с самых первых номеров, создавая обложки и виньетки для номеров (в первом номере «Весов» за 1908 год помещены картины «Венера» и «Ложь», которые можно посмотреть на сайте Виртуального краеведческого музея «Красногорье».

Феофилактов. Дьявол. 1906 год

Итоги

С учетом западного опыта русский модернизм создал свой тип журнала ‒ журнал-манифест, в котором разрабатывались эстетические принципы художественных течений. Хотя в истории каждого «толстого» журнала модернистов были взлеты и падения, многие из них просуществовали совсем недолго, журналы, вне всякого сомнения, вписали яркую страницу в литературную жизнь Серебряного века. И на этой высокой ноте с окончанием Серебряного века русской литературы и культуры завершился этап главенствующей роли свободных от идеологии журналов. Несмотря на то, что в СССР «толстые» журналы активно финансировались, их роль в формировании литературного процесса уменьшилась, так как «за бортом» признаваемой идеологически верной литературы оставалось множество произведений. ■

Наталия Дровалёва

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?