Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯДневник

Практически каждый из нас может поделиться опытом ведения личного дневника, но каждый ли осознает, что этот жанр считается одним из древнейших в истории литературы? Где истоки современного дневника и как связаны древнерусские хождения и интернет-блоги? В попытке дать ответы на эти вопросы я прослежу историю зарождения и развития литературного дневника, узнаю, какова ценность наших личных дневников для современной науки и приоткрою дверь в будущее жанра.

Основной жанр: дневник

Время появления: XV-XVI

Место появления: Англия

Канон: строгий

Распространение: неограниченное

Поджанры: собственно дневник, дневник писателя, литературный дневник

Особенности: как правило, не предназначен для чтения широкой аудитории и написан от первого лица.

Не секрет для читателя, что на протяжении всей своей истории люди стремились сохранить память о том, что происходит вокруг и внутри них. Столетиями переходящие из уст в уста предания, исторические хроники и нетленные летописи вековых государств — лишь одна сторона этой любви человека к закреплению событий на карте быстротечного времени. Мемуары и записные книжки — другая. Именно эти две традиции дали начало нашему жанру. Дневник в том виде, в котором знаем его мы сейчас, появился относительно недавно, всего несколько столетий назад, однако моменту окончательного его оформления предшествовали длинные пути смешения разнообразных жанров, стилей и концепций.

 

Истоки

Началом формирования дневников стало появление путевых заметок, хождений (самый известный текст, например, славянской традиции это «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, путевые заметки тверского купца по индийским землям, 1468-1474 гг.) и паломнических путешествий по святым местам. 

Первооткрыватели заморских земель возлагали на себя важнейшую миссию, ведь, не имея возможности путешествовать, их соотечественники верили всему, что фиксировалось паломниками и торговцами (впоследствии их записи становились своего рода энциклопедиями-путеводителями). Писали они лишь о том, что видели своими глазами, а материал должен был быть передан максимально достоверно и полно: ключевыми чертами таких текстов становились автобиографичность, фактологичность и лаконичность. Важно также понимать, что путевые записи были лишены тона интимности и уклона в рефлексию. 

С другой стороны — уходящая в глубокую древность традиция исповедей.

Караван Марко Поло, иллюстрация в Каталанском атласе, ок. 1375 года

Караван Марко Поло, иллюстрация в Каталанском атласе, ок. 1375 года

Будучи названной по одному из семи священных таинств (крещение, евхаристия, соборование и др.), исповедь направлена на раскрытие глубинных сторон души, искренний рассказ о себе перед лицом Бога. В литературу этот жанр пришел вместе с одноименным произведением св. Августина (397-398 гг.), которое впоследствии стало эталоном исповедальной традиции. Такой рассказ о себе и о своих грехах еще далек от дневника, потому что, во-первых, он имеет определенного адресата — как правило, священника, (хотя интересно, что текст св. Августина адресатом своим имеет лишь Бога), а во-вторых, текст не имеет деления на даты. Исповедь не приурочена к необходимости зафиксировать текущие события, она несет в себе задачу дать ретроспективный анализ прошедшего, причем, прошедшего преимущественно греховного, скрываемого и порицаемого.

Наконец, третьей ветвью, способствовавшей рождению дневниковой традиции стали жития и автобиографии. 

Стоит отметить, что труд св. Августина несет в себе ряд черт и жанра автобиографии, ведь, как мы помним, содержание, во многом сближается с рассказом о жизни от первого лица. И жития, и автобиографии подразумевают единичный выплеск, история излагается человеком не поэтапно, без датировок, а одним сплошным текстом. Существенное дополнение в "додневниковую" литературу жанр автобиографии вносит за счет своей отвлеченности от сугубо греховной составляющей жизни: для этого жанра важно все произошедшее в жизни индивидуума. Житийная же литература, несмотря на свою большую избирательность,        охватывает обширный материал жизни личности, что в наших попытках проследить зарождение дневниковой литературы немаловажно.

 

Дворцовые водовороты

Так, впитывая в себя три выше названных художественных пласта, мемуарная литература постепенно генерировала жанр дневника. Прежде чем называть какие-либо даты, я должна сделать одно замечание: благодаря тому, что дневник априори является текстом интимным, не предназначенным для чтения, крайне сложно судить о его рождении, так как большое количество текстов не сохранилось и не дошло до цепких глаз литературоведов. На пути к определению столетия окончательного оформления жанра мне помогли британские ученые, потому что именно в этой стране впервые зародился научный интерес к нашему жанру. Работы английских исследователей свидетельствуют о том, что первые записи, которые с некоторыми оговорками можно назвать дневниками, датируются уже XV веком. К этому веку относится не более десятка текстов, около 30-ти текстов относят к XVI веку и далее до 300-та к XVII веку. Оговорка, которую необходимо учитывать, заключается в том, что все эти ранние свидетельства дневниковой литературы в своей основе имеют записи придворных, содержащие в себе либо события дипломатических поездок, либо впечатления от путешествий (что, кстати, говорит о прямой связи первых дневников с хождениями и путевыми заметками).

Исповедь не приурочена к необходимости зафиксировать текущие события, она несет в себе задачу дать ретроспективный анализ прошедшего, причем, прошедшего преимущественно греховного, скрываемого и порицаемого.

Только к XVII веку дневники теряют признаки артефакта истории и приобретают черты портрета отдельной личности. Причина такого несколько резкого перехода к интимному сочинительству заключалась в падающих ценах на бумагу, в распространении грамотности и растущем индивидуализме европейского сознания*.

Любопытно, что первооткрывателями в масштабах мировой дневниковой литературы стали Япония и Китай: там первые дневники датируются уже XI и XII веками соответственно. Нет, однако, никаких свидетельств того, что эти тексты были известны европейскому или русскому читателю, поэтому ученые, как правило, ориентируются на греко-латинскую традицию, а значит точкой отсчета выбирают XV-XVII века.

Мурасаки Шикибу, писательница XI века, за письменным столом (веер XVII века)

Мурасаки Шикибу, писательница XI века, за письменным столом (веер XVII века)

Но что же эти ученые — и мы вслед за ними — понимают под жанровым определением "дневник"? В результате столь любопытных и порой неожиданных художественных смешений сформировалось представление о совокупности постепенно создаваемых отрезков текста, которые регулярно пополняются (например, ежедневно) и зачастую сопровождаются датой. Эти элементы объединяются в один текст, который в большинстве случаев пишется от первого лица и не предназначен для посторонних глаз. Тематика дневников обязательно сосредоточена на событиях из жизни автора или его окружения. Именно в таком облике дневник начал свое триумфальное шествие по мировой культуре.

 

Дневники писателей и записки сумасшедших

Начиная с XVIII века дневники начинают активно распространяться и проникать в широкую печать.

Сфера их происхождения разрастается за счет демократизации литературы и общества в целом. Пишут литераторы, актеры, художники, ученые, государственные деятели.

Анна Франк (фото 1940 года)

Анна Франк (фото 1940 года)

С развитием книгопечатания эти труды становятся доступны массовому читателю, они сохраняются и впоследствии издаются. XIX и XX могут быть по праву названы эрой дневников, так как именно в эти столетия создаются такие алмазы мемуарной литературы как "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского, дневники Л. Н. Толстого, королевы Виктории, Николая II, Анны Франк. Любопытно, что в обществе настолько укрепилась мысль о том, что все великие политические деятели имели тайные личные дневники, что во второй половине XX века был даже создан фальшивый дневник Адольфа Гитлера. Прежде, чем мистификация раскрылась, дневник был приобретен немецким журналом "Stern" за 3,7 млн долларов...

Эта эпоха сделала жанр дневника настолько популярным, что появляются стилизации — художественные дневники. Примеры есть как в классической литературе, так и в современной: "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Соборяне" Н. С. Лескова, "Казус Кукоцкого" Л. Е. Улицкой. В процессе подобных трансформаций в науке сложилось деление жанра дневника на три разновидности: собственно личный дневник, дневник писателя (его особенность состоит в том, что он неизбежно несет в себе ценность художественную*, художественный дневник как литературное произведение.  

Эта эпоха сделала жанр дневника настолько популярным, что появляются стилизации — художественные дневники.

Куда дальше?

Великолепие мемуарного и дневникового наследия продолжает пополняться и расти. Может показаться удивительным, но интерес к этому жанру не пропадает. Направление исследования и анализа отчасти меняет свой вектор, однако деятельность ученых в этой области активна и плодотворна. Теперь мы наконец можем ответить на вопрос, что же все-таки связывает древнерусские хождения и современные интернет-блоги. Как мы узнали ранее, хождения (и вместе с ними путевые заметки) стояли у истоков зарождения дневника, они были его прошлым. Блоги же — настоящим.

Блог

Блог, источник: cosmic.org.uk

Именно они стали законными наследниками рукописных дневников прошлых столетий. Не трудно догадаться, что переход к блогам произошел благодаря изменившей всемирное культурное пространство сети Интернет. Один за одним на просторах веб-пространства появлялись различные "живые журналы" и сайты для ведения личных дневников. Сфера дневников нового поколения демократична, открыта и крайне свободна в своих нравах. Любой желающий, не ограниченный в доступе в Интернет, имеет право вести свой личный дневник. Он также может выбирать и ограничивать свою аудиторию. Появились даже профессиональные "блоггеры", люди, чьим заработком является ведение открытого публике дневника. В этом отношении блоги, безусловно, привнесли значительный вклад в область современной мемуаристики.

Мемуарное наследие в широком смысле (дневники, мемуары, автобиографии, записные книжки и т.д.) в наши дни тщательно коллекционируется и сохраняется.

Например, в России, начиная с 1988 года, существует "Народный архив" — база документов (как устных, так и письменных) о населении СССР и Российской Федерации. А во Франции известный историк и социолог Филипп Лежён в 1992 году положил начало Ассоциации в защиту автобиографии и автобиографического наследия. Эта организация хранит огромнейшие объемы личных материалов жителей Франции и даже выпускает собственный журнал "Все беды от Руссо" ("La Faute a Rousseau").

Кажется, однажды и наши с вами личные записи могут кому-то показаться важными и интересными. Так что, если вы ведете рукописный дневник или страничку на одном из сайтов живых журналов, продолжайте, когда-нибудь вы станете знаменитым! ■

Диана Приходько

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Св. Августин рассказывает о своих духовных исканиях, ошибках и своем постепенном приходе к вере.

Для жития обязательны компоненты повествования о благочестивых родителях святого, о его праведной жизни и посмертных чудесах.

Растущий индивидуализм европейского сознания неразрывно связан с эпохой Просвещения, привнесшей радикальные для того времени идеи рационализма и познания мира силами человеческого разума.

Известны, например, высказывания М. М. Пришвина о том, что его дневники являются основной книгой его жизни и именно на них он тратил свои главные силы.