Сиды являются неотъемлемой частью альтернативной Англии, своеобразным фоном для магии Короля-Ворона.
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
Выходу романа предшествовала оригинальная рекламная кампания от издательства Bloomsbury – книга продавалась упакованной в бумагу, запечатанную восковой печатью с изображением ворона, а доставку осуществляли экипажи, запряженные лошадьми. Автор таким образом давала подсказку, кто же является главным героем романа и погружала читателей в атмосферу своего мира.
Мир, созданный Сюзанной Кларк – параллельная история Англии, а значит, помимо исторических событий, в этом мире сохранилась та же фольклорная традиция, те же мифологические персонажи, что и в реальном мире.
Автор приводит множество легенд, преданий, научных изысканий, посвященных Королю-Ворону, после которых поверить в то, что в настоящем английском фольклоре не существовало такого персонажа, очень сложно. Тем интереснее узнать, кто же стал прообразом Джона Аскгласса.
Джонатан Стрендж, один из главных действующих лиц книги, приводит биографическую справку Короля-Ворона, сироты без имени, которого в детстве воспитали сиды. Повзрослев, он вернулся из страны Фей в Англию, чтобы отомстить за смерть отца и вернуть свои земли. Во время своего царствования Король Севера взял себе имя отца и стал называться Джоном Аскглассом. Правил Джон Аскгласс в Англии более трехсот лет, положив начало английской магии. Предсказания о будущем королевства и магические заклинания король запечатлел в своей бесследно пропавшей книге. В конце своего царствования Король Севера исчез, однако, согласно пророчеству, он вернется, когда Англия будет в нем нуждаться.
И если Джонатан Стрендж, будучи человеком серьезным, подает информацию в виде исторической справки, то персонаж рассказа «Дамы из Грейс-Адьё» Кассандра Парбрингер рассказывает историю о детстве Короля-Ворона, тогда еще Вороненка, в виде сказки: младенца вскормили вороны и волки, а воспитали король и королева Страны Фей, Оберон и Титания. За мудрость и бесстрашие его нарекли королем трех королевств – Англии, страны Фей и земель по ту сторону Ада.
В этой сказке мы видим следы греко-римской, германской и кельтской мифологии, которые присущи английской культурной традиции. В античной мифологии довольно популярен сюжет, по которому богов и великих героев вскармливают звери, а царство живых и царство мертвых разделяет волшебная река с перевозчиком, символизирующая переход из одного состояния в другое (в сказке Кассандры мальчик попал в Страну Фей на магической лодке со старым сгорбленным лодочником).
Сиды (другие названия – эльфы и фейри) и их король Оберон – это представители кельтской и скандинавской мифологий, прекрасные бессмертные существа, духи леса, которые не знают забот. В английском фольклоре, как правило, разделяют эльфов на бессмертных прекрасных фейри и противных сморщенных пикси. Пикси стремятся навредить людям, портят имущество, сбивают с дороги и подменивают младенцев, если мать будет невнимательна. У писательницы поведение эльфов очень похоже на пикси, чем на фейри, разве что шалости у них намного злее.
Сюзанна Кларк, следуя культурной традиции, селит сидов в бруги, грубо обустроенные норы в холмах, которые околдованным гостям кажутся прекрасными замками, время в которых словно «замирает». Того, кто им понравится, сиды стремятся наградить, а кто пришелся не по нраву – наказать, и очень жестоко. Сиды являются неотъемлемой частью альтернативной Англии, своеобразным фоном для магии Короля-Ворона.
Сиды являются неотъемлемой частью альтернативной Англии, своеобразным фоном для магии Короля-Ворона.
В мифологии Британских островов можно найти персонажа, тесно связанного с воронами, это Бран Благословенный (в переводе с валлийского – Ворон). Бран – это король Британии, сын бога морей Ллира и брат Бранвен, богини любви и красоты. Сведения о Бране встречаются в валлийских фольклорных памятниках – Уэльских Триадах и Мабиногионе, посвященных валлийской истории и традициям.
Бран был великаном, богом потустороннего мира, мог переходить море вброд и переносить на спине свое войско. Бран был убит ядовитой стрелой, после смерти его голова продолжила разговаривать и повелела похоронить себя на Белом холме, лицом к Франции, чтобы таким образом отразить атаку врага. Позже на этом месте построили Тауэр, где и по сей день живут вороны, птицы Брана. Существует поверье – когда последний ворон покинет Тауэр, Англия падет. Именно поэтому Карл Второй издал указ, защищающий птиц Тауэра. Этому указу следуют и сейчас, в Тауэре несут службу шесть воронов, которые получают жалование и содержание, а присматривает за ними смотритель, Ravenmaster.
Ворону свойственна мудрость, тайное знание, это колдовская птица-долгожитель, с которой могут беседовать волшебники. Однако стоит отметить, что в мировой мифологии трактовка образа ворона происходит преимущественно в негативном ключе. Это черная птица, вестник недобрых новостей, предзнаменований, смерти, трикстер, который стремится одурачить противника. Сочетая в себе эти значения, ворон становится пограничным существом, воплощает переходное состояние между жизнью и смертью, мудростью и коварством, даже между мужским и женским полом (очень часто в текстах происходит замещение – ворон-ворона). Мудрый ворон – помощник и символ многих богов: он был вестником Аполлона и Афины, шлем которой выполнен в виде ворона, однако же наиболее известны два ворона – спутника скандинавского бога Одина, которых звали Хугин («думающий») и Мунин («помнящий»).
Каждое утро вороны облетали землю и позже докладывали информацию Одину. Образ ворона-вестника есть и в христианских апокрифах – именно ворон первым нашел сушу после потопа, и поэтому не вернулся на ковчег, за что и был проклят.
Черная птица – символ викингов, которые благодаря воронам также находили землю, даже сейчас ворон изображается на гербе острова Мэн, бывшей колонии викингов. Однако стоит лишь посмотреть на викингов как на мореходов-захватчиков – и ворон будет восприниматься символом разорения и расправы.
Ворон как воинствующая птица известен в кельтской мифологии – вороны сопровождали богиню войны Морриган и ее ипостасей на поле боя, выклевывая поверженным глаза. В Уэльсе в легендах Артуровского цикла также есть упоминание о рыцаре Овейне, племяннике короля Артура, – под его предводительством вороны образовали армию и по команде атаковали врагов.
Таким образом, мы видим, что в английской фольклорной традиции превалирует образ мудрого, колдовского ворона, ворона-помощника, ворона-посланника, без негативного контекста смерти и потустороннего мира. Это подчеркивает и автор самых популярных книг последних лет, Джоанн Роулинг, называя факультет, почитавший превыше всего мудрость, «Коготь ворона/Ravenclaw».
Такое значение сохраняет и Сюзанна Кларк, делая воронов спутниками Короля-волшебника – тот всегда появляется в сопровождении воронов, скопление же этих птиц обозначает магическое, скрытое место – именно в таком месте удерживаются Стрендж и Норрел.
Примечательно, что не только вороны являются слугами Короля, но и совы. Сова – мудрая ночная птица, символ познания и прорицания, чье уханье предвещает беду. Именно в сов превращаются девушки-волшебницы в рассказе «Дамы из Грейс-Адьё». Совы – благородные, но хищные птицы, способны долго преследовать жертву. Волшебницы используют это умение, чтобы наказать виновных и защитить своих подопечных.
Король-Ворон описывается как высокий худой молчаливый мужчина с темными волосами и тонкими чертами лица – как видим, портрет не рыцаря, но волшебника.
В пророчестве о возвращении Короля говорится, что травы и деревья поклонятся ему, и камни будут приветствовать его.
И если в английской фольклорной традиции, как правило, воспевается физическое превосходство и отвага королей и рыцарей, то у Сюзанны Кларк это магические способности. В пророчестве о возвращении Короля говорится, что травы и деревья поклонятся ему, и камни будут приветствовать его. Будучи одновременно правителем трех земель, Король-Ворон связан с потусторонним миром, может исцелять и воскрешать. Однако не смотря на его выдающиеся способности и всеобщую любовь, в альтернативной Англии существуют сказки и предания, в которых Король попадает в различные переделки, самая известная из них – «История о Джоне Аскглассе и углежоге из Камбрии». Как говорит автор, устами руководителя Центра по изучению сидов, Джеймса Сатерленда, эта история отсылает нас к старой английской балладе «Король Джон и аббат (или же епископ в другой версии)».
В балладе Король задает аббату три хитроумные загадки, которые тот должен решить, чтобы остаться живым. Аббату помогает бедный пастух и за свои остроумные ответы получает награду. Сюзанна Кларк стилизирует сказку, также обращаясь к любимому в фольклоре числу три: Джон Аскгласс трижды, сам того не замечая, обижает углежога, а углежог все три раза находит способ наказать этого неизвестного ему охотника. Примечательно, что углежог просит помощи у святых, так или иначе связанных с его несчастьями – у покровителя лососей Святого Кентигерна, покровительницы сыроделов Святой Бригитты, и Святого Освальда, у которого, по легенде, жил ручной ворон. Таким образом, мы видим, что, кроме мифологических и фольклорных персонажей, в альтернативном магическом мире обитают и христианские святые, чьи силы действуют и на величайшего из магов.
Английская культурная традиция хранит в себе множество интереснейших мифов и легенд, которые придают неповторимый шарм и привлекают к Англии устойчивый интерес туристов, читателей и, конечно же, писателей.
Сюзанна Кларк создала альтернативную магическую Англию, «оживив» мифологию Британских островов и добавив еще больше мистики Туманному Альбиону.
В завершение хочется процитировать известного литературного критика Джона Клюта, который так прокомментировал роман: «Если Сюзанна Кларк закончит историю, которую едва начала в «Стрендже…» она может написать лучший английский роман о мифе Англии, и мифе фантастики, и браке между ними, который когда-либо публиковался». ■
Ольга Погорелова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER