Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Интертекст

СТАТЬЯИнтерпретация мифологии Британских островов в произведениях Сюзанны Кларк

Произведения Сюзанны Кларк с момента выхода первого рассказа заслуженно пользуются интересом, популярностью и всеобщим восторгом. Писательница создала удивительно подробную, реалистичную картину альтернативной викторианской Англии, в которой вместе с историческими персонажами бок о бок уживаются представительные волшебники, практикующие магию по сохранившимся книгам, а начало магической традиции было положено Королем Севера, Черным Королем, Королем-Вороном, Джоном Аскглассом.

Выходу романа предшествовала оригинальная рекламная кампания от издательства Bloomsbury – книга продавалась упакованной в бумагу, запечатанную восковой печатью с изображением ворона, а доставку осуществляли экипажи, запряженные лошадьми. Автор таким образом давала подсказку, кто же является главным героем романа и погружала читателей в атмосферу своего мира.

Мир, созданный Сюзанной Кларк – параллельная история Англии, а значит, помимо исторических событий, в этом мире сохранилась та же фольклорная традиция, те же мифологические персонажи, что и в реальном мире.

Автор приводит множество легенд, преданий, научных изысканий, посвященных Королю-Ворону, после которых поверить в то, что в настоящем английском фольклоре не существовало такого персонажа, очень сложно. Тем интереснее узнать, кто же стал прообразом Джона Аскгласса.

 

По следам Короля

Джонатан Стрендж, один из главных действующих лиц книги, приводит биографическую справку Короля-Ворона, сироты без имени, которого в детстве воспитали сиды. Повзрослев, он вернулся из страны Фей в Англию, чтобы отомстить за смерть отца и вернуть свои земли. Во время своего царствования Король Севера взял себе имя отца и стал называться Джоном Аскглассом. Правил Джон Аскгласс в Англии более трехсот лет, положив начало английской магии. Предсказания о будущем королевства и магические заклинания король запечатлел в своей бесследно пропавшей книге. В конце своего царствования Король Севера исчез, однако, согласно пророчеству, он вернется, когда Англия будет в нем нуждаться.

И если Джонатан Стрендж, будучи человеком серьезным, подает информацию в виде исторической справки, то персонаж рассказа «Дамы из Грейс-Адьё» Кассандра Парбрингер рассказывает историю о детстве Короля-Ворона, тогда еще Вороненка, в виде сказки: младенца вскормили вороны и волки, а воспитали король и королева Страны Фей, Оберон и Титания. За мудрость и бесстрашие его нарекли королем трех королевств – Англии, страны Фей и земель по ту сторону Ада.

Р. Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека, 1855-1864.

 

В этой сказке мы видим следы греко-римской, германской и кельтской мифологии, которые присущи английской культурной традиции. В античной мифологии довольно популярен сюжет, по которому богов и великих героев вскармливают звери, а царство живых и царство мертвых разделяет волшебная река с перевозчиком, символизирующая переход из одного состояния в другое (в сказке Кассандры мальчик попал в Страну Фей на магической лодке со старым сгорбленным лодочником).

Сиды (другие названия – эльфы и фейри) и их король Оберон – это представители кельтской и скандинавской мифологий, прекрасные бессмертные существа, духи леса, которые не знают забот. В английском фольклоре, как правило, разделяют эльфов на бессмертных прекрасных фейри и противных сморщенных пикси. Пикси стремятся навредить людям, портят имущество, сбивают с дороги и подменивают младенцев, если мать будет невнимательна. У писательницы поведение эльфов очень похоже на пикси, чем на фейри, разве что шалости у них намного злее.

 Сюзанна Кларк, следуя культурной традиции, селит сидов в бруги, грубо обустроенные норы в холмах, которые околдованным гостям кажутся прекрасными замками, время в которых словно «замирает». Того, кто им понравится, сиды стремятся наградить, а кто пришелся не по нраву – наказать, и очень жестоко. Сиды являются неотъемлемой частью альтернативной Англии, своеобразным фоном для магии Короля-Ворона.

Сиды являются неотъемлемой частью альтернативной Англии, своеобразным фоном для магии Короля-Ворона.

В мифологии Британских островов можно найти персонажа, тесно связанного с воронами, это Бран Благословенный (в переводе с валлийского – Ворон). Бран – это король Британии, сын бога морей Ллира и брат Бранвен, богини любви и красоты. Сведения о Бране встречаются в валлийских фольклорных памятниках – Уэльских Триадах и Мабиногионе, посвященных валлийской истории и традициям.

Бран был великаном, богом потустороннего мира, мог переходить море вброд и переносить на спине свое войско. Бран был убит ядовитой стрелой, после смерти его голова продолжила разговаривать и повелела похоронить себя на Белом холме, лицом к Франции, чтобы таким образом отразить атаку врага. Позже на этом месте построили Тауэр, где и по сей день живут вороны, птицы Брана. Существует поверье – когда последний ворон покинет Тауэр, Англия падет. Именно поэтому Карл Второй издал указ, защищающий птиц Тауэра. Этому указу следуют и сейчас, в Тауэре несут службу шесть воронов, которые получают жалование и содержание, а присматривает за ними смотритель, Ravenmaster.

 

Почему, собственно, Ворон?

Ворону свойственна мудрость, тайное знание, это колдовская птица-долгожитель, с которой могут беседовать волшебники. Однако стоит отметить, что в мировой мифологии трактовка образа ворона происходит преимущественно в негативном ключе. Это черная птица, вестник недобрых новостей, предзнаменований, смерти, трикстер, который стремится одурачить противника. Сочетая в себе эти значения, ворон становится пограничным существом, воплощает переходное состояние между жизнью и смертью, мудростью и коварством, даже между мужским и женским полом (очень часто в текстах происходит замещение – ворон-ворона). Мудрый ворон – помощник и символ многих богов: он был вестником Аполлона и Афины, шлем которой выполнен в виде ворона, однако же наиболее известны два ворона – спутника скандинавского бога Одина, которых звали Хугин («думающий») и Мунин («помнящий»).

Каждое утро вороны облетали землю и позже докладывали информацию Одину. Образ ворона-вестника есть и в христианских апокрифах – именно ворон первым нашел сушу после потопа, и поэтому не вернулся на ковчег, за что и был проклят.

Черная птица – символ викингов, которые благодаря воронам также находили землю, даже сейчас ворон изображается на гербе острова Мэн, бывшей колонии викингов. Однако стоит лишь посмотреть на викингов как на мореходов-захватчиков – и ворон будет восприниматься символом разорения и расправы.

Ворон как воинствующая птица известен в кельтской мифологии – вороны сопровождали богиню войны Морриган и ее ипостасей на поле боя, выклевывая поверженным глаза. В Уэльсе в легендах Артуровского цикла также есть упоминание о рыцаре Овейне, племяннике короля Артура, – под его предводительством вороны образовали армию и по команде атаковали врагов.

Таким образом, мы видим, что в английской фольклорной традиции превалирует образ мудрого, колдовского ворона, ворона-помощника, ворона-посланника, без негативного контекста смерти и потустороннего мира. Это подчеркивает и автор самых популярных книг последних лет, Джоанн Роулинг, называя факультет, почитавший превыше всего мудрость, «Коготь ворона/Ravenclaw».

Такое значение сохраняет и Сюзанна Кларк, делая воронов спутниками Короля-волшебника – тот всегда появляется в сопровождении воронов, скопление же этих птиц обозначает магическое, скрытое место – именно в таком месте удерживаются Стрендж и Норрел.

Примечательно, что не только вороны являются слугами Короля, но и совы. Сова – мудрая ночная птица, символ познания и прорицания, чье уханье предвещает беду. Именно в сов превращаются девушки-волшебницы в рассказе «Дамы из Грейс-Адьё». Совы – благородные, но хищные птицы, способны долго преследовать жертву. Волшебницы используют это умение, чтобы наказать виновных и защитить своих подопечных.

Король-Ворон описывается как высокий худой молчаливый мужчина с темными волосами и тонкими чертами лица – как видим, портрет не рыцаря, но волшебника.

В пророчестве о возвращении Короля говорится, что травы и деревья поклонятся ему, и камни будут приветствовать его.

И если в английской фольклорной традиции, как правило, воспевается физическое превосходство и отвага королей и рыцарей, то у Сюзанны Кларк это магические способности. В пророчестве о возвращении Короля говорится, что травы и деревья поклонятся ему, и камни будут приветствовать его. Будучи одновременно правителем трех земель, Король-Ворон связан с потусторонним миром, может исцелять и воскрешать. Однако не смотря на его выдающиеся способности и всеобщую любовь, в альтернативной Англии существуют сказки и предания, в которых Король попадает в различные переделки, самая известная из них – «История о Джоне Аскглассе и углежоге из Камбрии». Как говорит автор, устами руководителя Центра по изучению сидов, Джеймса Сатерленда, эта история отсылает нас к старой английской балладе «Король Джон и аббат (или же епископ в другой версии)».

В балладе Король задает аббату три хитроумные загадки, которые тот должен решить, чтобы остаться живым. Аббату помогает бедный пастух и за свои остроумные ответы получает награду. Сюзанна Кларк стилизирует сказку, также обращаясь к любимому в фольклоре числу три: Джон Аскгласс трижды, сам того не замечая, обижает углежога, а углежог все три раза находит способ наказать этого неизвестного ему охотника. Примечательно, что углежог просит помощи у святых, так или иначе связанных с его несчастьями – у покровителя лососей Святого Кентигерна, покровительницы сыроделов Святой Бригитты, и Святого Освальда, у которого, по легенде, жил ручной ворон. Таким образом, мы видим, что, кроме мифологических и фольклорных персонажей, в альтернативном магическом мире обитают и христианские святые, чьи силы действуют и на величайшего из магов.

Английская культурная традиция хранит в себе множество интереснейших мифов и легенд, которые придают неповторимый шарм и привлекают к Англии устойчивый интерес туристов, читателей и, конечно же, писателей.

Сюзанна Кларк создала альтернативную магическую Англию, «оживив» мифологию Британских островов и добавив еще больше мистики Туманному Альбиону.

В завершение хочется процитировать известного литературного критика Джона Клюта, который так прокомментировал роман: «Если Сюзанна Кларк закончит историю, которую едва начала в «Стрендже…» она может написать лучший английский роман о мифе Англии, и мифе фантастики, и браке между ними, который когда-либо публиковался». ■

Ольга Погорелова

Литература

  1. Кларк С. Дамы из Грейс-Адьё и другие истории: рассказы. – СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 320 с.
  2. Кларк С. Джонатан Стрендж и мистер Норрелл: роман. – СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 864 с.
  3. Мабинногион: волшебные легенды Уэльса 
  4. Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. / Пер. с англ. Е. В. Глушко. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 349 с.
  5. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431с.
  6. Clute John. Excessive Candour: Please Open the Gate. Science Fiction Weekly (7 September 2004). 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?