Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум.
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
«Человек получает наслаждение, испытывая страх перед неведомым». Вирджиния Вулф
В 1764 году публикуется анонимно роман «Замок Отранто», который по своим художественным приемам заметно отличался от произведений первой половины XVIII века, а именно от просветительской и сентиментальной литературы. Впоследствии данное произведение переиздается с именем автора — Горацио Уолпола и названием «готическая» история в предисловии. С этого текста принято отсчитывать историю развития «готического» романа, «страшного», «романа ужаса» или «черного» в английской литературе. Позднее на книжных прилавках появляются произведения Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»), Софии Ли «Убежище», произведения миссис Анны Радклиф — «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны», «Итальянец», выходит в свет и роман «Монах» М. Г. Льюиса.
С именами этих авторов связывают становление жанра «готического» романа в английской литературе. Однако, что же такого необычного в их произведениях, ведь страшные истории известны читающей публики, начиная с фольклора?
«Готический» роман — это произведение, прежде всего основанное на приятном ощущении ужаса, отличающееся нагнетанием тревоги и страха, всей своей структурой стремящееся напугать читателя, погрузить его в мир мистический и неизведанный. Данный вид романа формируется в 60-е годы XVIII века в период литературного направления предромантизма, который был реакцией на разочарование в идеалах Просвещения, поэтому для него характерно полное крушение надежд в способности человека как-либо влиять на враждебный ему мир.
Предромантики были уверены в том, что мир развивается хаотично, абсурдно, что не существует никаких законов, а если они и есть, то человек не способен их постичь. В центр интереса писателей встает проблема взаимоотношения личности с окружающим ее миром, в котором царствуют Хаос и Зло.
Одна из «вечных» тем и в философии, и в литературе — это происхождение Зла в природе человека. Авторы «страшных» романов в своих произведениях показывали полное разочарование в возможности человека хоть как-то повлиять на окружающий мир, который герой воспринимает как что-то враждебное себе. Они выдвинули новую эстетику и ввели новые эстетические категории в искусство — категории «романтического», «готического», «живописного», «ужасного».
Категория «романтического», ссылаясь на рыцарский роман, подразумевает включение элементов авантюрности и фантастики, выражающиеся в необычных поворотах сюжета, в тайнах, которые стремятся раскрыть главные герои «черного» романа. Под «живописным» понималось описание невероятных бурь, потрясений, жестокостей, преступлений, одним словом всего, что должно рассматриваться как безобразное, так как связано со злом, но в художественном пространстве способно доставить эстетическое наслаждение и удовольствие. Категория «готического» подразумевает использование средневекового материала, который выражается в пейзаже (старинные замки с руинами) и средневековых преданиях и суевериях.
Категория «ужасного» претерпевает изменения благодаря трактату Эдмунда Берка «Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757), в котором автор утверждает, что источником эмоциональных переживаний возвышенных чувств являются страдания и страх, все то, что создает представление о боли и опасности — одним словом, ужас. Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум;
Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум.
шум водопада, завывание бури, раскаты грома, чрезмерное проявление силы, мрак и темнота действуют на человека сильнее, вызывая одновременно страх и ощущение величия природы. Хорас Уолпол отмечал, что «ужас — главное орудие автора — ни на мгновение не дает рассказу стать вялым; притом ужасу так часто противопоставляется сострадание, что душу читателя попеременно захватывает то одно, то другое из этих могучих чувств»*.
Значит, главной особенностью «готического» романа является испытываемое читателем чувства ужаса и страха. Но ведь и чувство страха бывает разным. Анна Радклиф, интересуясь достижениями Эдмунда Берка, развивает идею о видах страха в своем эссе «О сверхъестественном в поэзии».
Английская романистка выделяет два основных вида страха, помогающие создать атмосферу интриги «черного романа»: страх-отвращение и страх-притяжение — соответственно, horror, что в переводе — «отвращение, ужас», и terror — «страх, неизвестность, тревожное ожидание». Современные исследователи-«готиевисты» отмечают, что для обозначения этого вида страха более распространен термин suspence — «неизвестность, неопределенность, беспокойство, тревожное ожидание».
Пугающие истории с кровавыми деталями, вызывающие тошнотворное ощущение, малопривлекательные описания подробностей преступлений — все то, что отталкивает и вызывает чувство страха в реальной жизни и является естественное реакцией на такие вещи и события называется страхом-отвращением. В противоположность ему выступает страх-притяжение, который характеризуется смутным беспокойством, ожиданием чего-то неведомого, любопытством, которое побуждает читателя перелистывать страницы книги в поиске ответа на вопрос: а что же дальше? Страх-притяжение, также в отличие от страха-отвращения, связан прежде всего с тем, как сделано описание, а не с тем, что описывается.
Тerror создает ощущение страха не за счет сцен насилия с кошмарными правдоподобными деталями, а страх вызывается «непрямым», суггестивным представлением пугающих явлений. Анна Радклиф отмечает, что terror основывается на неясности и полуотчетливости, обогащает душу и обостряет восприятие, в то время как примитивный horror подавляет, остужает и почти уничтожает все душевные способности.
Границы между horror и terror условны, нечетки: они оба могут быть использованы в одном и том же художественном произведении наравне. Еще одним отличием между этими видами страха является то, что horror более примитивен, прост: он изначально указывает литературным героям и читателю чего стоить бояться и опасаться — невыносимых страданий, жестоких пыток, неминуемой гибели, возмездия и т. д. В тоже время terror опирается на воображение, которое усиливается малозаметными художественными деталями, неопределенными намеками, смутными внушениями, которые возбуждают любопытство читателя, оставляя место для неясных догадок и предчувствий.
Столкновение героя с чем-то пугающим, неведомым ему — источник любого напряжения в «готическом» романе. Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно. Это своеобразное пространство игры автора с читательскими ожиданиями.
Таким образом, страх-притяжение — это художественная условность, к которой прибегают авторы «готического» романа, чтобы воссоздать атмосферу напряженного ожидания и острого любопытства, заставить читателя переживать вместе с героями, задаваться вопросом «что будет дальше? что случится с героем?».
С целью вызвать такого рода страх писатели «готического» направления используют определенные приемы повествования, которые впоследствии стали узнаваемыми клише. В первую очередь это мрачный пейзаж — «готический» замок.
Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно.
Большинство «романов ужаса» изображают древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, обязательно с темными коридорами и скрытыми подземельями, запретными помещениями. Обстановка включает в себя унылые завывания ветра, дремучие непроходимые леса, безлюдные пустоши, могилы, освещенные лунным светом — все, что способно усилить страх и «расшевелить» воображение.
С образом замка неразрывно идет и фигура главного героя любого «черного романа» — злодея. Именно он является активным элементом создания атмосферы ужаса, чья основная задача — преследовать и угрожать героине (герою), подвергать ее (его) различным испытаниям, внушать страх и ужас. Однако не только злодей, но и положительная героиня способна внушить страх читателю, поскольку на описываемые события в «романе ужаса» он смотрит глазами персонажей-девушек, погружаясь в их эмоции и чувства. И если девушка восприимчива к страху, имеет необузданное воображение и склонность во всем видеть мистическое, то и читатель сделается более податливым для подобного воздействия. Например, подземные лабиринты Отранто читатель видит глазами испуганной Изабеллы, а замок Удольфо представляется особенно мрачным благодаря смутным догадкам и предчувствиям Эмилии.
Другой обязательный элемент «готического» романа — тайна или загадка, которые подогревают читательское любопытство и вызывают страх, тревогу. Авторы играют с читателями при помощи резких сюжетных поворотов или фрагментарности изложения истории, которые проявляются не только в сюжетной ткани, но в биографии загадочных злодеев. Тайна обязательно сопровождает главного отрицательного персонажа или связана с главной героиней.
Философия предромантизма утверждала, что мир познать невозможно, поэтому в «готическом» романе возникают образы ирреального мира. Мифологические существа, призраки, кровоточащие статуи, не упокоенные души — все эти сверхъестественные существа являются необходимым атрибутом «черного» романа и помогают в создании атмосферы мистического ужаса. Иррациональные силы становятся неотъемлемой частью «романа ужаса» и либо являются движущей силой развития действия (в романах Уолпола, Льюиса), либо создают определенную атмосферу таинственности (в романах Радклиф), либо характеризуют героя-злодея (у Льюиса, связь персонажей с демоническими силами). Загадочность и необъяснимость мира — основной лейтмотив этих романов, которые утверждают невозможность человека проникнуть в тайны окружающей его действительности.
Старинный мрачный полуразрушенный замок с привидениями, в котором каждый случайный звук вызывает трепетное чувство, а его хозяин — загадочный злодей, пугающий своим обликом и рьяно оберегающий свою тайну от чужих взглядов, — все это обязательные атрибуты «готического» романа, направленные на одну цель — испугать читателя. ■
Дарья Можаева
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER