Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Теория

СТАТЬЯБольше, чем комиксы: особенности японской манга

Мангу часто называют «японскими комиксами». Отчасти это так, ведь и в комиксах, и в манга для того, чтобы рассказать историю, используется симбиоз картинки и текста. Однако мир этих графическо-текстовых произведений значительно богаче – манга обладает рядом уникальных особенностей изложения, жанрового деления, визуального языка, присущих только ей. В рамках данной статьи мы проследим за историей манга, обозначим ее отличия от комиксов и рассмотрим особенности, которые делают её уникальной.

Краткая история манга

Первое упоминание о рисовании сатирических и юмористических картинок в Японии датируется двенадцатым веком. Это были «Веселые картинки из жизни животных» (Тётзюгига) созданные буддийским священником и художником Тоба Сёдзё (другое имя – Какую, 1053-1140). Они представляли собой че¬тыре бумажных свитка с нарисованными тушью черно-бе¬лыми изображениями с подписями, связанными между собой единым сюжетом.
Постепенно рисование подобных картинок начало распространяться по всей Японии. Сначала это были отдельные гравюры, затем появились свитки с историями в картинках. Рассказчик излагал историю и показывал слушателям иллюстрации, разворачивая свиток с одного конца и сворачивая с другого.

Фрагмент свитка Весёлые картинки из жизни животных

Фрагмент свитка Весёлые картинки из жизни животных

Дальнейшее развитие «истории в картинках» получили в легендарную эпоху Эдо (1603-1853 гг.). В те времена страной правил сёгунат (военное правительство) и все стороны жизни были жестко регламентированы. К тому же Япония находилась практически в полной изоляции от других стран. Вместе с тем, это был период мира и затишья, что вызвало культурный бум. В эпоху Эдо были весьма популярны гравюры в стиле «укиё-э» («картины проходящей жизни»), изображающие радости жизни с легким оттенком пессимизма и сожалениями по поводу ее быстротечности.

Именно в эпоху Эдо появилось слово «манга», придуманное в 1814 году одним из величайших мастеров укиё-э Кацусико Хокусаем (1760-1849). В переводе оно означает «странные (или веселые) картинки, гротески». Но Хокусаю манга обязана не только названием. Мастер написал «Учебник по рисованию манга Хокусая» (Эдехон Хокусай Манга). Это был своего рода самоучитель для всех, кто хотел научиться рисовать.

Стиль Хокусая из этого учебника впоследствии копировали многие художники, и манга, и ее стиль начали приобретать все большую популярность.

Кацухико Хокусай. Ветер. Манга. 1820

Кацухико Хокусай. Ветер. Манга. 1820

Новый перелом в истории манга стал реакцией на решительный поворот в истории самой Японии. В 1867 году сёгунат Токугава пал и началось правления императора Мэйдзи, решившего провести в стране полномасштабные реформы. Усилилось влияние Запада, и понятие «западное» быстро стало синонимом слова «прогрессивное». Стиль европейских комиксов дополнял наработки Хокусая, и создатели манга, именуемые мангаками, перенимали некоторые западные техники, хотя и не копировали их полностью. В 1902 году появляется первый «сериальный» японский комикс «Тагосаки и Макубе осматривают Токио» (Тагосаки то Макубе но Токио кенбуцу) автора Ракутэна Китадавы. 

Однако манга не всегда была исключительно «развлекательным чтением». Ее потенциал как инструмента пропаганды ярко проявился в следующий важный этап японской истории. В 1926 году к власти пришел император Хирохито и началась эпоха Сёва. Власть в стране перешла в руки военных, усилилась политическая цензура. К началу 1930-х контроль военных над правительством был почти абсолютным. В массовой культуре Японии усилились милитаристские настроения, поддерживаемые военными цензорами. Понявшие «намек» правительства мангаки оперативно переключились на пропаганду «японских национальных ценностей».

Однако после поражения Японии во Второй мировой войне и капитуляции страны манга не прекратила свое существование. Стряхнув оковы идеологии, она вступила в новый период бурного развития. Именно тогда взошла звезда Сигэру Тэдзуки (1926-1989), более известного под псевдонимом Осаму Тэдзука, во многом определившего сегодняшний облик манга.

Развитый за много лет символико-графический язык позволяет буквально несколькими штрихами передать сложные эмоции или выразить характер героя.

Известность Тэдзуке принесла выпущенная в 1947 году манга «Новый Остров Сокровищ» (Син Такарадзима). В ней активно применялись показ действия с разных точек зрения, крупные планы, «растягивание» одной сцены на несколько рисунков, частое использование звуковых эффектов и подчеркнутое изображение фаз движения. Эта манга была чем-то вроде макета анимационного фильма, являясь при этом совершенно цельным и интересным произведением. Успех превзошел все ожидания, было продано несколько сотен тысяч ко­пий.

«Изобретение» Тэдзуки произвело революцию в мире манга. Он заложил новый подход к созданию этих произведений – соче­тание сложного, серьезного сюжета, графики в анимационном стиле и отсутствие необходимости следовать сложившимся штампам. Все это привлекло множество молодых талантливых авторов, подражавших Тэдзуке.

«Фирменный стиль» манга – стереотипные большие глаза и диспропорции тела, благодаря которым многие узнают это японское явление, – тоже заслуга этого выдающегося человека. Тэдзука первым сделал глаза едва ли не самой важной частью лица персонажа. Он рисовал их с особой тщательностью, ввел технику изображения бликов на зрачке и вообще сделал многое для того, чтобы персонажи становились все более живыми.

Тэдзука определил и другую особенность манга: разделение по типам аудитории, для которой она создается. 

Осаму Тэдзука. 1953

Осаму Тэдзука. 1953

До него манга рассматривалась в основном как продукция для детей, но с появлением специализированных журналов, печатающих исключительно манга, это явление приняло в целом тот вид, который мы наблюдаем и сегодня. 

Тэдзука отделил кодомо-манга, то есть манга для детей, от сёнен-манга и сёдзё-манга, создававшейся соответственно для подростков-мальчиков и девочек.

Однако постепенно стали появляться художники, которые хотели рисовать реалистичную манга с серьезными сюжетами. Так родились более «взрослые» форматы: сэйнэн-манга для читателей-юношей и дзёсэй-манга для молодых женщин. Окончательно это деление оформилось в начале 1970-х годов.

 

Чем манга отличается от комикса?

Первое и основное отличие – цвет. Большинство западных комиксов создаются цветными, манга же печатается черно-белой. Причины этого прозаичны: так, как в манга-журналах истории печатаются по одной главе, с продолжением, отсутствие цвета удешевляет производство и ускоряет процесс создания очередной главы. Но, несмотря на всего два доступных цвета, манга обладает огромной выразительностью.  Развитый за много лет символико-графический язык позволяет буквально несколькими штрихами передать сложные эмоции или выразить характер героя.

 По сравнению с европейскими комиксами, где страница заполнена диалогами и монологами, манга, благодаря языку символов и сложившихся принципов изображения, весьма немногословна. В комиксе для выражения состояния персонажа потребуется несколько панелей, на которых герой будет подробно рассказывать читателю, что он чувствует и почему. В манга аналогичная ситуация чаще всего будет передана одной панелью, где мимика героя и фоновое сопровождение отразят его эмоциональное состояние.

 Фоны – еще одно важное отличие манга от комиксов. Западные художники обычно тщательно прорисовывают задний фон, а японские могут обойтись намеками и общими чертами, или вообще сделать фоном цветы, бабочек, вспышку света. Это придает эмоциональность рисунку и помогает читателю лучше понять, что чувствует персонаж.

В манга огромное внимание уделяется глазам персонажей. Их размер и особенности изображения – своеобразный «тайный шифр», по которому можно за пару секунд узнать очень многое о характере героя, а, возможно, и о его роли в сюжете. Большие глаза – символ невинности и наивности. Чем уже глаза, тем более закрытый или недобрый человек перед читателем. Если же он в очках, то есть глаза как будто скрыты, то персонаж, скорее всего, не так прост, как кажется, или даже двуличен. В комиксах глаза рисуют более схематично, а выражение эмоций и характера персонажа предпочитают передавать через текст или внешний вид в целом.

Для передачи эмоций в манга применяется уникальный для азиатской традиции рисунка прием деформирования пропорций персонажа, причем сама история может быть нарисована в реалистичной манере. Делается это для наиболее быстрой и понятной передачи эмоций, оживления героя.

Касуга. Манга «Википе-тан». 2010

Касуга. Манга «Википе-тан». 2010 

Прорисовывать каждое изменение лица в зависимости от эмоций трудно и долго, поэтому на помощь приходят непропорционально большой рот, разинутый в крике, выпученные глаза, комически деформированное тело персонажа. Реализм и условность могут совмещаться прямо на одном развороте, что требует от мангаки немалого мастерства.

Кинематографичность манга придает своеобразная передача движения. Как правило, азиатские художники изображают неподвижный предмет, а позади него линии, обозначающие траекторию. В итоге читателю кажется, что он движется вместе с предметом. Позже такую технику переняли некоторые американские авторы комиксов.

Еще одно различие заключается в расположении панелей на странице. Комиксы читаются слева направо, панели в них обычно квадратные и прямоугольные, располагаются по порядку, слева направо и сверху вниз. Манга же читается справа налево из-за особенностей японской письменности, в которой строчки вертикальные и располагаются одна за другой именно так. Другой важной чертой манга является то, что нередко у некоторых панелей нет четких границ, а другие панели могут располагаться поверх них. Это делается для более простого перехода между различными панелями и способствует более быстрому «схватыванию» изображения.

Наконец, важные различия касаются общего содержания сцен. Западная традиция тяготеет к сценам с несколькими героями, большему количеству «экшена». Японская же большее внимание уделяет персонажам по отдельности, их переживаниям, мыслям, внутреннему миру. Это позволяет достичь более глубокой проработки эмоций как на визуальном, так и на сюжетном уровне. 

 

Форматы и тематические направления манга

Одна из самых ярких и уникальных черт манга заключается в том, что содержание и даже графический стиль произведения зависят не от жанра, а от читательской аудитории, в которой сразу учитываются пол и примерный возраст. Следует разделять тематические направления и форматы манга – это разные группы, и ни в коем случае нельзя их смешивать и считать похожими. Сначала поговорим о форматах. К ним относятся кодомо-манга, сёнен-манга, сэйнен-манга, сёдзё-манга и дзёсэй-манга.

Кодомо-манга создается для детей 9-12 лет, и главные герои произведений ровесники читателей. В манга этого формата довольно много фантастики, а насилие передано в мягком виде, без изображения крови или увечий, часто в «мультяшной» форме. Рисунок простой, персонажи упрощенные и нарисованные в «детском», наивном стиле. Линии четкие и толстые, фоны обычно либо простые, либо отсутствуют.

Сёнэн-манга рассчитана на мальчиков 12-18 лет, а главным героям 13-17 лет. В манга этого формата важную роль играют элементы фантастики, а также сражения. При этом изображения крови есть, в битвах противники часто ранят друг друга, а иногда даже наносят увечья. Применяются как толстые, так и тонкие линии. Толстые используются для обозначения контуров персонажа, в то время как при помощи тонких художник подробно прорисовывает одежду и лица героев. Стиль рисования приближен к реалистичному, что не мешает авторам в некоторых ситуациях изображать персонажей с нарушением пропорций. Фон обычно четко прорисован.

Сёдзё-манга создается для девочек 12-18 лет. Главным героям около 16 лет. Много внимания уделено чувствам персонажей. Изображения крови и увечий встречаются, но их не очень много, есть легкая эротика. Применяются как толстые, так и тонкие линии, хотя авторы отдают предпочтение тонким, которые используются для усложнения изображения. В частности, много внимания уделяется изображению волос, глаз и складок на одежде. Стиль рисования реалистичный, хотя нередки приемы с нарушением пропорций персонажа. Фоны большей частью либо упрощенные, либо используются для передачи настроения и эмоционального состояния.

Сэйнэн-манга предназначена для молодых людей старше 18 лет. Героям в основном 17-20 лет. Фантастика нередко составляет основу сюжета, эротики порой много, зачастую она находится на грани порнографии. Рисунок довольно часто реалистичный. Для создания рисунка используются большей частью толстые линии, даже лица персонажей во многом создаются с их помощью.Тонкие применяются для усложнения изображения, придания ему большего реализма. Нарушенные пропорции и техника упрощенного рисунка практически не применяются. Фон либо отсутствует, либо очень подробный .
Дзёсэй-манга создается для молодых женщин от 18 лет и старше. Героям в среднем 21-25 лет. Фантастики практически нет, насилие почти отсутствует, равно как и изображение крови и травм. 

Западная традиция тяготеет к сценам с несколькими героями, большему количеству «экшена». Японская же большее внимание уделяет персонажам по отдельности, их переживаниям, мыслям, внутреннему миру.

Магазин, продающий манга, в Японии. Автор Doc Sleeve

Магазин, продающий манга, в Японии. Фото: Doc Sleeve

Эротические сцены присутствуют. С примерно одинаковой частотой используются как толстые, так и тонкие линии. Толстые применяются для создания контуров персонажей, основных черт лица, а также одежды. Тонкие усложняют рисунок, делают его более живым. Прием с упрощенной рисовкой персонажа применяется довольно часто для изображения комических ситуаций. Фон либо отсутствует, либо в большинстве случаев рисуется упрощенно.
Теперь несколько слов о тематических направлениях манга. Большая их часть позаимствована у литературы и кинематографа, однако несколько направлений характерны именно для манга и возникли из потребностей аудитории.
Спокон. Данное тематическое направление посвящено спорту и всему, что с ним связано. Это может быть история о стремлении к победе в состязании или о спортивных достижениях.

Махо-сёдзё. Главная героиня этого направления – девочка или молодая девушка, обладающая сверхъестественными способностями, которые она использует для борьбы со злом, защиты слабых и тому подобного. Иногда героинь может быть несколько, и они, как правило, работают в одной команде.

Меха. Непременным атрибутом этого тематического направления являются огромные боевые машины. Название происходит от японского сленгового сокращения английского слова «механический» (яп. мэка).

Хентай. Основным элементом этого тематического направления являются эротические или порнографические сцены.

Эччи. Ключевой особенностью данного направления является показ эротических сцен. Не следует путать эччи с хентаем, поскольку в эччи не показаны сексуальные отношения напрямую, демонстрируются лишь эротические сцены с намёком на них.

Яой – тематическое направление, посвященное гомосексуальным отношениям между мужчинами. Создается для девушек и женщин.

Сёнэн-ай – манга, посвященная любви между юношами. Главным отличием от яоя является то, что во главу угла поставлены романтические отношения, любовь и привязанность, но не секс.

 Юри – тематическое направление, изображающее женские гомосексуальные отношения со множеством сцен секса.

Сёдзё-ай – в отличие от юри, в данном тематическом направлении главными являются романтические мотивы и любовь между девушками. Сцен секса очень мало и внимание на них не заостряется.

 

Заключение

Мир манга огромен и разнообразен, и, конечно, его невозможно охватить полностью в рамках одной статьи. Манга постоянно развивается, рождая новых героев и сюжеты, и при этом оставаясь верной пяти своим основным форматам. Оставаясь на тонкой грани между литературой и картинкой, искусством и масс-медиа, манга берет от них самое лучшее, всегда оставаясь при этом собой. ■

Дмитрий Проханов

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?